Главная » Персонал » Понятие психологической защиты в психологии. Понятие психологической защиты. "Интегративные" психологические защиты

Понятие психологической защиты в психологии. Понятие психологической защиты. "Интегративные" психологические защиты

Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Наша психика умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе. Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики. Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в соответствии с поставленными целями.

Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.

Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

1. Вытеснение. Первым был открыт механизм вытеснения. С помощью вытеснения из сознания удаляются и удерживаются в бессознательном неприемлемые, травмирующие для человека переживания, обстоятельства или сведения. С вытеснением связаны многие случаи забывания, позволяющего не вспоминать нечто, что могло бы поколебать представление о себе.

Пример действия механизма вытеснения можно представить следующим образом: если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро «испаряется» из моей памяти, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыла». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Следовательно, тревожащие, не очень ясные переживания желательно осознать и проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

2. Рационализация. Когда необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям, человек стремится оправдать свой поступок. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если один человек без всяких видимых причин нагрубил другому и его за это призвали к ответу, то он старается затем найти причины своей несдержанности, для того чтобы его поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения. И такое поведение в психологии называется рационализацией мотива.

Рационализация - это механизм психологической защиты, похожий на сладкую оболочку горького лекарства. Объяснения, описания так «обволакивают» травмирующий факт, что он начинает восприниматься как малозначимый или как свидетельствующий о сильных сторонах личности, ценный и справедливый.

Механизм рационализации хорошо описан в известной басне А. Крылова «Лиса и виноград». Механизм обесценивания недоступного, но сильно желаемого предмета, явления описан там очень точно, но если рационализация станет правилом для человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать, что неминуемо приведет к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это может быть болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

3. Проекция. Этот защитный механизм психики обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей психологической целостности посредством приписывания собственных неприемлемых по тем или иным причинам чувств, желаний, идей другим.

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты характера. Если мы знаем о своих качествах и принимаем их в себе, то мы лояльно будем относиться к другим людям, имеющим похожие черты. Например, если человек признает, что временами он бывает вспыльчив, то простит такую же вспыльчивость другому. Познать самого себя человеку мешает то обстоятельство, что, обладая какими-то «отрицательными» качествами, особенностями личности, которые ему не нравятся в себе, он не готов их полностью принять. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей и он обращает свой гнев и неприятие на них. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается.

4. Замещение. Это действие, направленное на какой-либо объект, на самом деле спровоцированное не им и не ему предназначенное, а вызванное другим, недоступным объектом. Когда человек сильно возбужден, например вследствие неприятного разговора с коллегой, но сам не может выразить все свои чувства в его адрес, он часто «спускает пар» на другого, ничего не подозревающего человека. Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения.

5. Отрицание. Если человек не хочет замечать реально травмирующих событий, не хочет слышать беспокоящей его информации, то у него действует другая мощная психологическая защита, которая называется отрицание (исключение реальности). Она направлена на то, чтобы не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят сознание. Отрицание может находить отражение в бегстве в фантазии, в воображаемый мир, где осуществляются все наши желания, где мы умны, сильны, красивы и удачливы. Некоторые остаются в мире мечты наедине с собой, другие фантазируют вслух, публично рассказывая о своих «знаменитых» знакомых и т. п. При этом главной целью использования такой «положительной самопрезентации» является повышение ценности человека в глазах окружающих.

6. Реактивное образование. Если мальчик доставляет девочке немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от уроков и т.д.), то, скорее всего, он неравнодушен к ней. Почему мальчик ведет себя именно так? Ребенка начинает тревожить чувство симпатии - чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам чувствует, что это «что-то нехорошее», за что его не похвалят. Отсюда и возникает совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция. Точно так же ученик, который постоянно срывает уроки (выкрикивает на них, отвлекает других учеников), на самом деле хочет привлечь к себе внимание, которого ему явно не хватает.

Подобное случается не только с детьми. Данный вид психологической защиты представлен и у взрослых, которые тоже иногда демонстрируют противоположные реакции. Механизм изоляции представляет собой отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Происходит как бы разделение реальности, при котором травмирующие события почти не вызывают эмоциональной реакции. Например, ребенок чувствует себя в семье хорошо, но его сильно наказывают за «плохое» поведение. В результате ребенок «изолирует» события, унижающие его чувство собственного достоинства, продолжает положительно относиться к родителям: может перед ними вести себя «хорошо», но демонстрирует запрещенное поведение перед игрушками: бьет и крушит их.

Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной. Это сублимация - психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям: творчество, наука, искусство, развитие интеллекта, спорт, профессиональная деятельность, коллекционирование. Эта защита считается конструктивной, так как имеет положительные результаты и дает человеку чувство удовлетворенности.

Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды

Общее понятие о механизмах психологических защит личности

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

На самом же деле речь идет о различного рода приспособительных процессах, свойствах и качествах, которые приобретает личность при своей социализации. Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др.

Номенклатура защитных механизмов разнообразна и персонально специфична. Нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии.

В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации.

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Примерами защитных типов поведения могут быть:

· агрессия (или нападение на "фрустратора");

· аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");


· репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");

· рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");

· сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора")

· забывание;

· самопрощение ("Да! А что?");

· проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.

Схема "действия" личности с участием психологических защит

Как мы отметили выше, впервые термин "психологическая защита" был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом.

Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе "Психология Я и защитные механизмы", русскоязычный вариант которой издан в 1993 году. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом. А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

1. блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;

2. искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит. Это может "загнать в глубь" внутриличностный конфликт, превратив его в бессознательный источник недовольства собой и окружающими, а так же способствовать возникновению особых механизмов названных З. Фрейдом сопротивлением.

"Защита" и "сопротивление" – особые механизмы психики, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, что обеспечивает бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита – один из механизмов, препятствующих изменению личности.

Наряду с понятием "защита" особое место в психодинамике занимает понятие "трансфер" .

Кроме трансферного, в области сопротивления рассматриваются явления, называемые вторичной выгодой.

В отечественной психологии концепции защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы.

Вместе с тем, в современных публикациях, посвященных обсуждаемой проблеме, единодушно признается тот факт, что механизмы защиты находятся между потребностью личности и ее удовлетворением. Отсюда – защита есть зеркальное отражение возможного, но не реализованного личностью процесса мотивации или отражение неосуществленных, но в прошлом желаемых целей. Тогда непродуктивность для личности действия психологических защит связана с несовпадением целей и средств их достижения в поведении человека или нарушением меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию, или поведением человека прямо противоположным целям.

Таким образом, психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. Все кажущиеся разнообразными техники можно свести, в принципе, к единой функции: "Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния, безопасности". Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

· они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

· они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.

Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности.

По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни.

Мы начинаем цикл публикаций, посвященных такой обширной теме, как защитные механизмы психики. В этой обзорной статье мы поговорим о понятии защитных механизмов, их типологии и функциях. В дальнейших публикациях мы будем подробно останавливаться на конкретных защитах, подробнее описывая их назначение и представленность в психической жизни человека.

Каждый человек, оказываясь в определенных жизненных обстоятельствах, реагирует на них собственным уникальным набором реакций: эмоциональных, поведенческих, физиологических, когнитивных (интеллектуальных). Кто-то усиленно ищет «козла отпущения» или, наоборот, «посыпает голову пеплом», всю вину взваливая на себя. Кто-то начинает активно действовать (на работе, дома, на даче, в личной/социальной жизни) и на это время может забыться. Одни люди часто заболевают простудными заболеваниями или страдают повышенным давлением, а другие вообще отрицают то, что в жизни что-то происходит не так.

Начиная с младенчества и в течение всей жизни, мы абсолютно неосознанно защищаем себя от отрицательных эмоциональных переживаний, внешних восприятий, внутренних тягостных размышлений и импульсов, пытаясь сохранить внутреннее равновесие, так называемый, гомеостаз. Стратегии, когда-то выбранные и используемые человеком зачастую неосознанно в течение жизни, и являются «защитными механизмами психики» или «психологическими защитами».

История понятия

Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены З. Фрейдом, а далее модифицированы и дополнены представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов различных психологических конфессий.

Яркие иллюстрации описания психологических механизмов защиты психики до их научных обоснований были неоднократно отражены в философских трудах и художественной литературе, начиная с античности. Так, например, Обезьяна в известной басне Крылова не узнавала себя в зеркале, а видела в нем ужасно кривляющуюся «рожу», которая напоминала ей знакомых кумушек. Писатель мастерски изобразил защитный механизм проекция. В жизни же человек, чья психика активно пользуется таким ЗМ, упорно может не признавать в себе определенные, неприемлемые для него самого, черты характера и при этом активно их видеть и осуждать в окружающих.

Функции защитных механизмов

Психоаналитики психическую структуру человека метафорически сравнивают с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрывается в глубинах океана. Так и чувства, ощущения, мысли и поступки, которые мы осознаем (эта часть психической структуры называется сознанием или Эго) занимают всего 1-5% от общего объема психики. Все остальные процессы протекают неосознанно, в глубинах бессознательного (Ид).

Защитные механизмы психики формируются и закрепляются как раз в бессознательном, то есть, минуя сознание. Следовательно, просто «отключить» свои реакции усилием воли не имеется возможности без специальной их обработки.

Любому человеку для ощущения полноты жизни и себя в ней необходимо с детства сформировать определенные психологические навыки и взрастить психические структуры. Такие процессы закладываются и развиваются у ребенка при взаимодействии с близкими людьми с раннего возраста и протекают неосознанно. Например, очень важно малышу, а впоследствии и взрослому научится справляться с различного рода переживаниями, уметь себя успокаивать, не прибегая к деструктивным способам. Взрастить самоуважение к себе и найти способы поддержания позитивного чувства собственного «я». Если же что-то снаружи или внутри человека угрожает его душевному равновесию, психической безопасности, представлениям о себе, то психика начинает обороняться. Она создает различные защитные механизмы, которые вытесняют из сферы сознания (Эго) неприятные, тревожные, беспокоящие переживания. Например, ребенок, который подвергся эмоциональному или физическому насилию (абьюз), что бы справиться с ситуацией бессознательно выберет определенные психологические механизмы для защиты своей психики. Он может отрицать происходящее: «Если я этого не признаю, значит, это не случилось!» (ЗМ - отрицание). Другой вариант - вытеснить свои воспоминания и переживания из сознания: «Если я забуду, то этого и не происходило!» (ЗМ – вытеснение). Либо ребенок постарается психически выключиться из травмирующей ситуации, оставаясь только физически: «Это происходило не со мной!» (ЗМ - диссоциация). Механизм, когда-то сформированный и подкрепленный другими схожими событиями, во взрослом возрасте будет включаться в любой стрессовой ситуации, минуя сознание.

То есть, основная функция защитных механизмов - уберечь наше Эго от неприятных переживаний, мыслей, воспоминаний, - вообще, любых содержаний сознания, связанных с конфликтом (между бессознательным желанием и требованиями реальности или морали) и травмой (чрезмерным воздействием на психику, которое оказалось невозможно толком пережить когда-то).

Факторы, влияющие на бессознательный «выбор» и использование психикой конкретного защитного механизма

Нэнси Мак-Вильямс, известный психоаналитик, считает, что выбор каждым человеком того или иного защитного механизма в борьбе со сложностями, обусловлен взаимодействием нескольких факторов, а именно:

Врожденный темперамент.

Природа стрессов, пережитых в детстве.

Защиты, образцами для которых были родители или другие значимые фигуры.

Положительное подкрепление со стороны взрослых (благосклонное одобрение) при использовании конкретного защитного механизма ребенком.

Например, мальчика с подвижным типом нервных процессов (условно, холерика), который с детства был любопытным и активным, постоянно одергивали мало эмоциональные родители за его чересчур экспрессивные реакции на любые новые стимулы. Его ругали за искреннее и по-детски непосредственное поведение - и за слезы, и за громкий смех. Малыш привык со временем не показывать свои эмоции, а впоследствии и вовсе их не замечать (убрал из сознания). Взрослея, он становился все более «отмороженым» (а для родителей - уравновешенным и спокойным) в различных ситуациях. Чтобы стать для своих родителей «удобным» сыном и быть ими принятым, ребенок сформировал защитный механизм репрессии - подавления. Как писал З.Фрейд, «суть механизма репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции». Психика ребенка закрепила такую психологическую защиту и продолжила пользоваться ею в зрелом возрасте. Однако врожденные характеристики никуда не исчезают, создавая в психике изрядное напряжение. Чтобы удерживать его в бессознательном, потрачены немалые энергетические ресурсы, поэтому, будучи взрослым, этот юноша часто жаловался на то, что быстро устает или чувствует себя опустошенным. А снимать растущее от невооруженных эмоций напряжение ему приходилось таким «простым» защитным механизмом, как «отреагирование» - он любил погонять на бешеной скорости по ночному городу с риском для жизни или «забить эфир» бесконечными переработками в офисе вечерами и в выходные.

Виды защитных механизмов психики

Единой классификации защитных механизмов, признанной всеми психологическими школами не существует, количество и названия могут варьироваться. Если опираться на базовое в отношении данного вопроса психодинамическое направление в психологии (психоанализ), то большинством авторов признается от 8 до 23 защитных механизмов.

Делятся они на две группы: первичные (примитивные) и вторичные (высшие) защитные механизмы.

ПЕРВИЧНЫЕ (примитивные) ЗМ

Первичные защитные механизмы формируются в раннем возрасте. Действуют они тотально, захватывая чувства, ощущения, переживания, мысли и действия разом. Работа этих механизмов происходит при взаимодействии человека с окружающим его миром. Например, ЗМ проекция исключает из сознания человека неприятную информацию о нем самом, проецируя ее на другого человека. Или ЗМ идеализация вытесняет из сознания неприятную информацию о значимом человеке, видя в нем только положительные черты. При таком расщеплении восприятия за идеализацией неминуемо следует обесценивание, когда все тот же человек вдруг «оказывается» обладателем огромного количества отталкивающих пороков и недостатков. Главная отличительная черта этих ЗМ - они призваны изменить внешнюю реальность в восприятии человека или удержать только ее «удобную» часть, что, безусловно, затрудняет в ней ориентацию и адаптацию, поэтому такие механизмы носят название примитивных или низших.

ВТОРИЧНЫЕ (зрелые) ЗМ

Вторичные (высшие) защитные механизмы отличаются от первичных тем, что их работа происходит внутри психики между ее структурами, к которым относится сознание (Эго), бессознательное (Ид), и сверх-сознание (Супер-Эго/совесть). Чаще всего эти механизмы трансформируют что-то одно: или чувства, или ощущения, или мысли, или поведение, то есть, внутренние содержания психики, способствуя адаптации к реальности в целом. Примером может служить ЗМ рационализации. Так, например, Лиса в известной басне Эзопа пыталась объяснить себе, почему она не хочет этот спелый виноград. Уж лучше объявить его незрелым, чем признаться (даже себе) в своей несостоятельности его достать. Аналогичным образом человек придумывает различные объяснения того, что он, по сути, может сделать, но не хочет, приводя «объективные» аргументы в пользу невозможности совершения действия (нет средств, нет времени, нет сил и пр.). Человеку необходимо еще как-то преодолевать разочарования и механизм рационализация позволяет это: «Ну и ладно, зато это был хороший опыт!» или « Я не смог приобрести машину , о которой мечтал, в любом случае ее содержание влетело бы мне в копеечку!» .

В психологии, к сожалению, не сложилось единого взгляда на явление такого феномена, как «психологическая защита». Одни исследователи считают психологическую защиту однозначно непродуктивным средством решения внутреннего или внешнего конфликта. Другие – предлагают делать различие между патологической психологической защитой и нормальной, которая постоянно присутствует в нашей повседневной жизни и является составляющей продуктивной адаптации в окружающем мире.

В следующей статье мы поговорим непосредственно о низших защитных механизмах, подробно останавливаясь на каждом.

Понятие

Виды

Работа с ними

1. Понятие защитных механизмов личности было введено в психо­логию 3. Фрейдом и впервые рассматривалось в психоаналити­ческой концепции личности. Защитные механизмы личности определяются как средства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида раз­личных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожно­сти, страха или дискомфорта и т. п. Механизмы психологической зашиты имеют следующие особенности:

имеют бессознательную природу, то есть индивид не осознает их действия и влияния;

искажают действительность, препятствуя нормальной адапта­ции и функционированию индивида;

могут быть как полезными, так и вредными для общей адапта­ции личности;

Могут иметь следующие источники:

внутренние, то есть конфликты противоречивых тенденций внутри личности;

внешние, которые обусловлены несоответствием поступающей извне информации и сложившейся субъективной картины мира индивида и его образа Я.

Механизмы психологической защиты выполняют следующие функиии:

обеспечивают бессознательную компенсацию неспособности че­ловека эффективно контролировать некоторые жизненные си­туации;

Обеспечивают чаще воображаемое достижение потребности;

ослабляют стресс и тревогу, вызванные неспособностью инди­вида контролировать и приспосабливаться к жизненным си­туациям;

»/ направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и картины мира в целом через устранение из соз­нания или трансформацию источников конфликтных пережи­ваний;

Могут нести позитивную функцию, так как помогают индивиду бороться с тревогой до тех пор, пока не будет найден более ра­циональный и адаптивный способ разрешения проблемы или конфликта, или сами по себе являются приемлемым способом выражения негативных, подавленных побуждений и импульсов, как, например, сублимация.

2. Личность имеет целый набор защитных механизмов, и кон­сультанту для обеспечения высокой продуктивности консуль­тирования необходимо знать их характеристики и уметь с ни­ми работать. Выделяются следующие защитные механизмы лич­ности:



вытеснение, которое понимается как процесс непроизвольного устранения в бессознательное мыслей, чувств, событий и т. п., которые индивид не желает осознавать, так как они причиня­ют угрозу психологической стабильности его личности. Суще­ственной характеристикой вытеснения выступает активное за­бывание каких-либо вещей, мыслей, событий, действий и т. п.;

реактивное обучение понимается как принятие человеком мыс­лей и чувств, противоположных тем, что были вытеснены, с це­лью еще большего их подавления. Защита строится из двух шагов: вначале происходит вытеснение в бессознательное нежелатель­ных аспектов личности и поведения, а затем в сознании форми­руются ярко выраженные противоположные тенденции характе­ра, поведения и т. п.;

регрессия определяется как неосознанный отход личности в поведении, мыслях и т. п. на более ранние и безопасные для него стадии развития для снижения уровня тревоги или удовлетво­рения насущной потребности;

отрицание понимается как отвержение, отказ от осознания нежелательных мыслей и чувств и построение своего поведения вопреки существующей проблеме, чувству, эмоции и т. п. Этот механизм часто используется личностью при возникновении серьезных кризисных ситуаций, например болезни, смерти близкого человека, а также в ситуации разрыва с партнером, когда другой партнер отрицает факт того, что его бросили;

сублимация понимается как замещение подавленных неприемле­мых импульсов и побуждений на более приемлемые для личности и среды формы поведения и установки, приносящие личности реальное удовлетворение и не вызывающие внутренних кон­фликтов;

замещение понимается как механизм, при котором происходит замена недостижимой цели или потребности, которую индивид не может достигнуть или удовлетворить по разным причинам, на такие потребности или цели, удовлетворение которых пред­ставляется возможным;

проекция состоит в бессознательном наделении других людей соб­ственными чувствами, мыслями, эмоциями, мотивами или уста­новками, которые неприемлемы для индивида с точки зрения ста­бильности его образа Я и отвергаются им на сознательном уровне;

рационализация заключается в поиске удобных причин для оправ­дания и объяснения совершенных или несовершенных действий и поступков или их приемлемости, в то время как они не яв­ляются таковыми. Рационализация помогает индивиду избе­жать чувства вины и ответственности, так как в основном для оправдания используются внешние источники;

интеллектуализация представляет собой активное и преувели­ченное использование индивидом когнитивных сфер своей лично­сти и применяется для подмены проживания чувств размышле­ниями о них с целью не испытывать те негативные ощущения и эмоции, которые могут нести отвергаемые чувства;

интроекция понимается как интернетизация индивидом опреде­ленных норм, ценностей, объектов или людей без предваритель­ного осмысления или анализа. То, что индивид считает частью своей личности, называется интроектом и может носить как позитивный, так и негативный оттенок. Например, носящее характер интроекции усвоение в раннем детстве общих норм по­ведения и ценностных ориентации формирует у ребенка свою систему ценностей и помогает его социальной адаптации, в то время как тотальное принятие личностью интроектов без ос­мысления того, насколько они для него подходящи, может привести к формированию невроза, и такая личность будет ха­рактеризоваться безапелляционностью суждений и жесткостью собственных установок, что может привести к трудностям адап­тации в среде;

компенсация понимается как бессознательное стремление инди­вида преодолеть реальные или воображаемые недостатки физи­ческого или личностного уровня. В основе механизма компенсации лежит сформированное чувство или комплекс неполноценности по отношению к какой-то части или личности в целом, имеющее свои корни как в раннем детстве, так и во взрослом опыте индивида. Компенсаиия может быть:

негативной, когда осуществляется с помощью неприемлемых с социальной или моральной точек зрения способов, например про­явление личностью грубости и агрессии как компенсации ка­кого-либо физического дефекта;

позитивной, когда преодоление недостатков осуществляется приемлемым, адаптивным способом, например высокие спор­тивные достижения как компенсация физического нездоровья в детстве.

3. Защитные механизмы личности часто проявляются в простран­стве психологического консультирования, и для повышения эф­фективности терапевтического процесса консультант не дол­жен их игнорировать. Спеиифика работы с защитными меха­низмами личности зависит:

от целей и временных ограничений консультирования;

глубины консультативного процесса;

Пределов компетентности и профессиональной подготовки консультанта;

Готовности и наличия ресурсов для работы у клиента;

Качества, то есть адаптивности или дезадаптивности, и интен­сивности проявляющихся защитных механизмов.

Существуют следующие правила, на которые должен опираться консультант при работе с защитными механизмами личности:

Если цели консультирования ситуативны и сам процесс не но­сит глубинного характера, то консультант не должен тотально разрушать систему защиты клиента, так как создание новой системы защитных механизмов и полное изменение привычно­го функционирования личности требует больших временных затрат и определенной компетентности;

Консультант должен понимать, что если у клиента недостаточ­но ресурсов для работы со своими защитными механизмами и ре­организации всей системы, то не следует разрушать ее, не пре­доставив ничего взамен;

консультант должен адекватно оценить свои возможности и браться за решение непосильных для него задач;

вмешательство в систему защиты личности должно быть по­степенным, дозированным и оправданным, чтобы не усугубить и без того высокий уровень тревожности клиента;

Коррекция системы защиты личности предполагает работу на достаточно глубинных уровнях бессознательного, что невоз­можно без хорошего контакта с клиентом и его доверия к дейст­виям консультанта, а эти условия могут быть выполнены толь­ко в том случае, если консультант приложил все усилия для соз­дания атмосферы безопасности и у клиента есть мотивация на такую глубокую работу;

не следует заниматься коррекцией защитной системы личности на первых этапах консультирования, даже если их влияние на поведение клиента очевидно и время и цели консультирования позволяют работать с глубинными уровнями личности. Консультант в работе с защитными механизмами личности ре­шает следующие терапевтические задачи:

наблюдает, анализирует и устанавливает закономерности того, как действует система защиты клиента, какое влияние она ока­зывает на его поведение, как влияет на те затруднения, с ко­торыми обратился клиент;

Пытается понять и оценить, насколько дезадаптивна система защиты клиента;

Не разрушает систему защиты клиента, а подводит его к осозна­нию своих защитных механизмов и того, как они влияют на клиента, на его адаптацию в среде, на взаимодействие с окру­жающими людьми;

Помогает клиенту сформировать адаптивную систему защиты.

Вопрос 34. Сопротивление в психологическом консультировании

1.Понятие

2.Источники сопротивления

3. Признаки

4.Методы работы с ним

1. Понятие сопротивления было привнесено в психологическое кон­сультирование из психоаналитической психотерапии, где под со­противлением понимается защитный механизм личности, обеспечивающий подсознательное противодействие клиента переводу бессознательного материала в область сознания. В психо­логическом консультировании сопротивление определяется как такая система внешней или внутренней защиты клиента, при которой клиент сознательно или бессознательно противостоит терапевтическому воздействию консультанта, что делает труд­ным или невозможным достижение целей консультирования. Существуют некоторые отличия в понимании феномена сопро­тивления в психотерапии и в психологическом консультировании:

в психотерапии сопротивление понимается как объект работы психотерапевта, цель которого - раскрытие и глубокий анализ сопротивления клиента и использование этого феномена для те­рапевтического воздействия и помощи клиенту в решении его глубинных проблем и конфликтов;

в консультировании сопротивление понимается как препятст­вие для осуществления целей консультирования, и задача кон­сультанта - ослабление этого феномена.

Сопротивление имеет следующие характерные особенности:

Является специфической защитной формой переноса;

Имеет бессознательную природу, то есть не осознается клиентом;

амбивалентно, то есть проявляется в двойственном отношении клиента к консультациям, когда клиент одновременно и хочет получить помощь, и сопротивляется ей;

выполняет защитную функцию для личности клиента. Сопротивление имеет следующие положительные функиии:

Служит основой для диагностических заключений и позволяет кон­сультанту делать прогнозы относительно исхода консультирова­ния, так как обнаружение сопротивления - это первый шаг к ис­пользованию его в терапевтической работе с клиентом;

является защитным механизмом, помогающим адаптации клиен­та к реальности в случаях, если тревога или иные негативные чувства клиента слишком сильны и могут мешать ему адапти­роваться;

сигнал к прекращению консультирования или приостановлению консультантом интервенций, так как достигнут определенный уровень бессознательного, в котором существует множество глубоких и непроработанных конфликтов, и к контакту на этом уровне клиент пока не готов.

2. Сопротивление возникает как реакция клиента на ощущение психологической опасности, источником которой может быть

сам консультант, тема беседы, предложенное упражнение или задание или какая-либо ситуация, возникшая внутри консуль­тационного пространства. Сопротивление может иметь сле­дующие источники возникновения:

внутренние, которые формируют сопротивление клиента как реакцию, возникающую из структуры самой личности, в част­ности из таких ее проявлений, как:

склонность к проявлению тревожности как защитного механиз­ма, оберегающего индивида от болезненного анализа элемен­тов поведения или структуры личности;

страх перед проявлением себя и своих качеств, основанный на прошлом негативном опыте такого проявления;

использование личностью своего "фасада", то есть выдвижение клиентом рациональных, внешних причин, объясняющих его поведение, проблемы, конфликты, неудачи;

"тревожное предугадывание", когда клиент встревожен и напу­ган мыслью о том, что вербализация его негативных чувств и мыслей может привести к непоправимым последствиям, напри­мер к их осуществлению;

внешние, которые детерминируют проявление сопротивления как реакции личности на угрозу со стороны внешних объектов, а именно:

поведения консультанта, используемых им техник, интерпретаций,

ситуации консультирования в целом и т. п.;

внутренней неготовности клиента к тому, что предлагает кон­сультант;

Общего физического и психического самочувствия, серьезных бо­лезней, усталости клиента;

психотические, то есть источником сопротивления является психоз, и от него зависит и характер сопротивления. Например, у шизофреника сопротивление проявляется через галлюцинации, негативизм и тотальное молчание, а невротик демонстрирует сопротивление с помощью излишней детализации, споров, раз­дражительности в процессе консультативной встречи.

3. Важной профессиональной чертой и умением психолога-консультанта является его умение распознавать и правильно управлять сопротивлением клиента. Существует следующая классификаиия признаков сопротивления:

негативные способы проявления сопротивления, которые клиент демонстрирует в своем поведении и среди которых выделяются:

критика и выражение клиентом недовольства результатами кон­сультирования;

невнимательность клиента, непонимание слов консультанта, инертность, сильно выраженное отсутствие интереса к процессу;

опоздания и пропуски клиентом консультаций;

. активные интеллектуализации с употреблением множества спе­циальной терминологии, высказывание своего негативного от­ношения к психологии вообще;

предъявление неразумных требований к консультанту;

скептицизм по отношению к предлагаемым консультантом ин­терпретациям, к результатам консультирования в целом;

склонность к постоянным спорам с консультантом;

. отказ от беседы, отказ от встречи;

нейтральные способы поведения клиента, среди которых можно выделить:

Однозначное согласие с любым высказыванием консультанта; . эмоциональная невовлеченность в беседу;

неуместный юмор, смех, шутки;

Излишнее стремление и готовность помочь консультанту;

. длительные и непродуктивные беседы на философские темы, разговор ни о чем в течение всей встречи;

излишняя говорливость или, наоборот, постоянное молчание;

отсутствие рабочего настроения во время встречи;

требования сверхурочного времени для встреч, затягивание встреч;

интерес к личной жизни консультанта.

4. Снижение сопротивления - важнейшая задача в работе психо­лога, так как от уровня сопротивления клиента зависит резуль­тативность всего процесса консультирования, поэтому консуль­тант должен уметь обращаться с этим феноменом. У каждого консультанта в процессе своей практики вырабатываются ин­дивидуальные техники и способы работы с сопротивлением клиента. Любой клиент уникален, и консультант должен уметь быть гибким и использовать широкий набор техник и методов работы с сопротивлением каждого конкретного клиента. Все же существует ряд универсальных способов обхождения с сопро­тивлением клиента :

осознание причин сопротивления клиента, то есть консультант должен уметь осознавать возможные внешние причины сопро­тивления клиента, которые могут быть вызваны методами и действиями самого консультанта;

пренебрежение проявлением сопротивления, то есть консультант замечает наличие у клиента сопротивления, но в первую оче­редь оценивает уровень этого сопротивления и, игнорируя симптомы, остается внимательным по отношению к его динамике, а также пытается определить, как функционирует система за­щиты клиента;

|/ уменьшение эмоционального влияния беседы через смещение ак­центов на рациональном уровне диалога, например анализ ре­зультатов тестов;

снижение темпа консультативного процесса за счет изменения его невербальных составляющих, нейтральных сопутствующих дел, например курения или чаепития;

юмор, шутка, но это необходимо делать осторожно и использо­вать нейтральные темы, чтобы не усилить сопротивления кли­ента, так как неуместная шутка может задеть клиента, пока­зать его в своих глазах в невыгодном свете и т. п.;

поддержка и выражение принятия;

· временное отвлечение от болезненной темы с последующим воз­вращением к ее обсуждению с помощью смены "знака" чувств у клиента или обращением к интеллектуализации;

отражение консультантом чувств клиента, которые были вы­званы его сопротивлением, например чувства вины, и этот ме­тод подходит для работы на ранних стадиях консультирования;

прямые манипуляции, применяемые консультантом в ситуации, когда клиент осознает свое сопротивление, при условии хорошо налаженного контакта между консультантом и клиентом и на более поздних этапах терапевтического процесса;

интерпретация сопротивления, применяемая также на поздних стадиях консультирования и предполагающая прямое объяснение консультантом факта и причин сопротивления клиента и имеющая целью принятие клиентом своего сопротивления и выработку толерантности к воздействиям консультанта;

направление к другому специалисту, если консультант не чувст­вует личной готовности к работе с таким глубоким личност­ным уровнем клиента.

Вопрос 35. Методы терапевтического воздействия в психологическом консультировании

1.Понятие

2.Классификация методов

1. В психологическом консультировании и психотерапий сущест­вует множество различных методов работы с проблематикой и конфликтами клиента. Использование определенных методов работы, направленных на проработку и решение возникших у клиента затруднений, повышает эффективность процесса кон­сультирования. Под методом в психологическом консультиро­вании понимается применение консультантом того или иного структурированного приема или группы приемов с целью повы­шения эффективности терапевтического воздействия и дости­жения целей консультирования. Выбор консультантом опреде­ленного метода работы обычно носит ситуативный характер и может зависеть от следующих факторов :

теоретической ориентации консультанта и направления, в кото­ром он работает, например для психодинамического направ­ления характерна работа со снами и ассоциациями, для юнгианского - работа с образами клиента, в психодраме часто ис­пользуется техника "горячего стула", в нейролингвистическом программировании (НЛП) популярна техника работы с субмо­дальностями личности и техника рефреминга и т. п.;

конкретной проблематики, с которой обратился клиент, и его индивидуальных особенностей, например, если клиент по раз­ным причинам плохо с вербализует свои проблемы, психолог может использовать метод рисунка или иные методы арттерапии для проработки затруднений клиента;

целей консультирования и потребностей клиента, требований ситуации консультирования и временных ограничений, например, в случае, если консультирование имеет временные ограниче­ния или же цели и потребности клиента являются ситуатив­ными, консультанту не следует использовать для решения по­ставленных задач техники, предполагающие работу с глубинными слоями личности, а он должен сосредоточиться на краткосроч­ных задачах и применять поддерживающие методы.

В психологическом консультировании, используя различные методы терапевтического воздействия, консультант решает следующие задачи :

диагностическую: любой метод терапевтического воздействия включает в себя и диагностическую функцию, так как в процес­се наблюдения консультант может выявить определенные зако­номерности в поведении клиента, описать их и проанализировать, обсудив свои наблюдения совместно с клиентом, что, в свою оче­редь, помогает дальнейшему раскрытию потенциала клиента;

терапевтическую: используя тот или иной метод, консультант помогает клиенту решить беспокоящие его проблемы, конфликты, найти ответы на волнующие вопросы, справиться с тре­вожными ситуациями и чувствами;

адаптационную: в процессе работы клиент учится новым, более адаптивным стилям поведения и конструктивным способам по­строения взаимоотношений с окружающими, впоследствии пы­таясь применить их в реальности и имея возможность обсудить с консультантом и проанализировать результаты своих действий;

развивающую: любой терапевтический метод помогает расшире­нию осознания клиентом себя, активизирует процесс его лично­стного роста, формирует его аутентичность и конгруэнтность, учит больше чувствовать и понимать себя, способствует процес­су формирования личностной и социальной зрелости клиента.

2. Каждая психотерапевтическая школа разработала множество методов работы, направленных на решение как ситуационных задач консультирования и психотерапии, так и на коррекцию личности и развитие ее потенциала в целом. Профессиональ­ный консультант, занимающейся практической работой, дол­жен иметь представление о различных методиках терапевтиче­ского и коррекционного воздействия, так как это позволяет ему быть более гибким и расширяет набор его профессиональных знаний и умений. Исходя из того, что в настоящее время на­блюдается тенденция к эклектичности в психологическом кон­сультировании и психотерапии, консультант может использо­вать любой из разработанных методов, если этот метод опти­мально подходит для работы с проблематикой данного клиента. В психологическом консультировании наиболее часто встречают­ся следующие методы терапевтического воздействия:

работа со снами, образами и символами клиента:

анализ и проигрывание отдельных эпизодов из снов, а также их исследование;

анализ образов и символов, которые продуцирует клиент;

работа с метафорами, притчами, сказкотерапия - метафори­ческая репрезентация действительности, ориентированная на бессознательный уровень личности клиента, может использо­ваться в работе :

Над текущей проблемой клиента;

Формированием ресурсности личности;

расширением осознания себя и картины мира в целом;

работа с жизненным сценарием и стилем личности:

исследование и анализ определенных схем и сценариев жизни, ко­торые избрал для себя индивид;

исследование их влияния на личность и возникающие внутрен­ние и внешние конфликты, степени их дезадаптивности;

коррекция и формирование более приемлемых жизненных сценари­ев и стилей;

метод исследования ранних воспоминаний - изучение и анализ :

картины детства клиента;

значимых, травмирующих, а также ресурсных воспоминаний;

телесно-ориентированные методы работы - ряд методов, на­правленных .

На осознавание своей телесности;

снятие блоков и зажимов;

формирование у клиента умения быть в контакте со своим телом;

психодраматические методы работы - методики, направленные .

На проигрывание;

эмоциональное реагирование;

завершение ситуаций и конфликтов, содержащихся в прошлом опыте клиента и отражающихся в его настоящем;

работа с модальностями - системами восприятия информаиии органами чувств :

зрением;

слухом;

осязанием;

кинестетикой (телом, движением);

рефреминги - формирование ресурсности личности, так как сущностью рефреминга является переформулирование, расшире­ние взгляда клиента на проблему,

творческие методы - обширный набор терапевтических мето­дов и техник, ориентированных на проработку проблематики, а также диагностику проблемы, общего состояния клиента через творческое самовыражение. К этим методам могут быть отнесены .

арттерапия (рисунок, скульптура и т. п.);

танцевальная терапия;

музыкотерапия;

фототерапия;

библиотерапия и т. п.

Вопрос 36. Работа с модальностями в психологическом консультировании

1.Понятие

2. Техника работы с модальностями

1. Понятие модальности было внесено в психологическое консуль­тирование из нейролингвистического программирования (НЛП) - одного из современных методов психотерапии и консультиро­вания, ориентированного на краткосрочную терапию. Под мо­дальностью понимается канал получения информации, основанный на каком-либо из 5 органов чувств, посредством которого чело­век воспринимает и отражает окружающий мир. Выделяют 4 модальности (то есть 4 канала восприятия информаиии):

визуальную, где ведущий канал получения и отражения инфор­мации - зрение;

аудиальную, основанную на слухе как ведущем канале восприятия;

кинестетическую, основанную на телесных ощущениях как ве­дущем канале восприятия;

обонятельно-вкусовую, где ведущим каналом восприятия ин­формации является вкус и обоняние.

Выделяются следующие характеристики модальностей:

У любого человека присутствуют все 4 системы восприятия, но при этом есть наиболее и наименее развитая система;

через наиболее развитую модальность человек получает и отра­жает максимальное количество информации, и это - привыч­ный способ восприятия;

наименее развитая модальность обычно блокирована, и способ восприятия и отражения действительности через нее наименее привычен для человека;

модальности могут развиваться, то есть в процессе терапии консультант может расширить набор ведущих модальностей клиента, сгладить одну и увеличить другую, снять блок с ранее заблокированной системы восприятия;

каждая модальность имеет внешнюю сторону, то есть тот орган чувств, которым индивид воспринимает реальность, и внутреннюю сторону, то есть те способы, которыми он эту реальность отражает.

К внутренним способам, отражающим реальность, относятся:

предикаты речи, то есть слова, выражения и речевые конструк­ции клиента, используемые им для отражения реальности и формирующиеся на бессознательном уровне;

глазодвигательные паттерны, то есть движения глазных яблок, наиболее типичные для той или иной субмодальности.

2. Для повышения эффективности процесса консультирования консультант должен хорошо владеть техникой работы с мо­дальностями и знать особенности этой работы. Существуют следующие правила работы с модальностями:

Консультант должен хорошо уметь ориентироваться в поведении клиента с целью распознавания у него ведущей и блокированной модальностей: наблюдать, анализировать проявления клиента в ключе изучения каналов восприятия, опираясь на знания и ха­рактеристики модальностей;

t/ консультант должен обращать внимание на следующее поведение и проявления модальностей клиента:

предикаты речи, какие слова и выражения использует клиент как в речи вообще, так и в описании себя, своей проблематики, своего физического и психического состояния, например выраже­ние "Это давит на меня, словно какой-то груз" - типичный признак ведущей кинестетической модальности;

образы, которые формирует клиент, их отличительные осо­бенности, например, если клиент говорит "Я слышу, будто" или "Это было похоже на вспышку молнии", то в первом случае ве­дущей является аудиальная, а во втором - визуальная системы восприятия и отражения;

невербальные проявления клиента, например движения глаз или характерные для каждой модальности жесты;

консультант должен уметь ориентироваться в своих модально­стях, понимать, какая из систем у него развита лучше, какая - хуже, уметь переключаться с одной модальности на другую, ес­ли это необходимо в терапевтических целях;

консультант может использовать свои модальности для выра­жения эмпатии клиенту, для терапевтического воздействия. Для этого ему необходимо уметь читать сигналы своих модально­стей, интерпретировать их, чтобы на основе своих модально­стей научиться понимать проблематику клиента.

В процессе консультирования психолог может использовать модальности клиента для решения различных задач, среди кото­рых можно выделить следующие:

установление и поддержание раппорта (контакта) с клиентом;

диагностика проблемы и общего состояния клиента, понимание проблематики и личности клиента;

· терапевтическое воздействие.

При установлении раппорта консультант должен:

Строить свое поведение и речь в соответствии с используемой клиентом модальностью;

обращать внимание на предикаты речи, посредством которых клиент выражает свое восприятие мира, и использовать в своей речи те оке схемы;

обращать внимание на невербальные проявления клиента и под­страиваться под них, используя такую же схему поведения;

ориентироваться на сигналы своих модальностей и использовать их для проявления эмпатии.

При диагностике и понимании проблематики клиента консуль­танту следует:

обращать внимание на то, как развиты модальности клиента, какая из них является ведущей, а какая - подавленной, из ка­кой модальности клиент говорит чаще всего, а какую вообще не употребляет;

проанализировать связь проблемы, конфликта или затруднения клиента с его модальностями, пронаблюдать, в какой из модаль­ностей может находиться проблема;

обратить внимание на паттерны поведения, речь, невербальные и эмоциональные проявления клиента, чтобы понять, как и где именно проявляется проблема или затруднение клиента и как это влияет на него;

обратить внимание на свои ощущения и то, как сам консуль­тант, находясь в эмпатической связи и глубоком контакте с клиентом, реагирует на проблемы клиента, из какой модально­сти к нему поступает наибольшее количество сигналов и ин­формации;

обратить внимание на общее физическое состояние, например у кинестетиков часто проблема выражается на соматическом уровне;

обратить внимание на связь ведущей или подавленной модально­сти и способы взаимодействия клиента и построение отношений с окружающими, если локус его жалобы лежит в области взаи­моотношений со средой, например жалоба клиента на непо­нимание со стороны близкого человека может быть проин­терпретирована с точки зрения преобладания у них разных модальностей;

Использовать специально разработанные методы экспресс-диаг­ностики ведущей модальности.

При терапевтическом воздействии целями консультанта являются:

подведение клиента к осознанию своих модальностей и умению читать и понимать их сигналы;

расширение набора модальностей клиента, реабилитация подав­ленных модальностей с целью расширения способов функцио­нирования в среде;

В терапевтическом взаимодействии с модальностями клиента консультант может использовать следующие способы работы:

основной способ работы с модальностью - постепенное изменение одного из параметров восприятия, отслеживая взаимосвязь с эмоциональными изменениями клиента, например на основе спродуцированного клиентом образа менять цвет, яркость, си­лу звука и т. п.;

усиливать или уменьшать остроту ощущений от работы с обра­зом клиента в зависимости от того, какова цель вмешательст­ва - снизить негативное влияние проблемы или создать ресурсность личности;

С помощью специально разработанных приемов и упражнений вводить клиента в разные модальности, двигать " клиента в его каналах восприятия и отражения, провоцируя на проживание различных состояний в различных модальностях;

создание образов в ведущей системе клиента (аудиальные, визу­альные, кинестетические образы) и последующая работа с ними:

Перемещение образов из одной системы в другую;

Работа с качественными характеристиками образов;

Применять ассоциированное или диссоцированное восприятие в работе с модальностью в зависимости от целей консультирова­ния и особенностей проблематики клиента.

Ассоциированное восприятие способствует усилению пережива­ний и ощущений, так как предполагает нахождение клиента внутри созданного им визуального, кинестетического или аудиального образа, поэтому часто используется как инструмент для формирования ресурсности личности.,

Диссоциированное восприятие направлено на снижение пережи­ваний, так как клиент занимает позицию наблюдателя и участ­вует в восприятии как бы со стороны, отстранение, поэтому такое восприятие часто используется для работы с негативными переживаниями и ситуациями и они как бы выталкиваются во­вне, за пределы личности и восприятия клиента.

Используя методы ассоциации/диссоциации или метод усиле­ния/уменьшения образа, консультант может способствовать клиенту в решении многих проблем, например:

в принятии решений, когда происходит проработка сомнений и неуверенности и усиление ресурсов личности для принятия важного решения;

В качестве основного механизма обеспечения психологической защищенности выступает психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. В соответствии с таким подходом в качестве основной ее функции рассматривается "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

В широком смысле термин "психологическая защита" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться "ложные", замещающие деятельности, измениться система межличностных отношений.

Психологическая защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др.

Действие этих защитных механизмов не повышает адекватность информационно-ориентировочной основы поведения человека и системы его субъективно-личностных отношений, а зачастую даже снижает их адекватность.

Вытеснение.

Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Фрейд подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения;

б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

Подавление.

Суть механизма - исключение из сознания смысла травмирующего события и связанных с ним эмоций. Подавление развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для положительного самовосприятия, а также грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Происходит как бы сокрытие от себя факта этого негативного опыта. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, вызвавшего страх, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

Регрессия.

Возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, и, соответственно, чувства вины за неудачу ("я - малое дитя, и вы обязаны мне помочь"). Решение проблем посредством запроса о помощи. В класс "регрессии" входит также механизм "двигательная активность" - предполагающий уменьшение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его косвенного выражения и через непроизвольные движения без развития чувства вины. Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими потребность в симбиотических эмоциональных отношениях.

Проекция.

Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Механизм развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция призвана справиться со страхом самонеприятия в ответ на отвергающее поведение других. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самоприятия на этом фоне ("если плохой человек меня отвергает, значит я хороший" или "мнение плохого для меня не значимо").

Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей.

Интроекция.

Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

Рационализация.

Это защитный механизм, нахождение правдоподобных причин, оправдывающих мысли, чувства, побуждения, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

Интеллектуализация.

Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).

Компенсация.

Это бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Этот механизм развивается при формировании основных структур психики как самый поздний механизм защиты. Используется, как правило, сознательно и предназначен для сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты. Реализуется через настойчивую работу надо собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности.

Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

9. Реактивные образования.

Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения, желания и чувства (особенно сексуальных и агрессивные) путем развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения. Развитие этого механизма защиты связывают с усвоением человеком "высших социальных (моральных) ценностей". Реактивное образование развивается для сдерживания эмоции радости обладания определенным ценным объектом (например, собственным телом) и возможностями использования его (в частности, для секса и агрессии). Этот механизм предполагает реализацию в поведении прямо противоположной установки (в частности, подчеркнутая строгость нравов, вплоть до ханжества, нарочитая скромность, подчеркнутая забота и милосердие и т.п.).

Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

Отрицание реальности

Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, болезненных в случае их осознания. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции приятия окружающих, если они демонстрируют безразличие или отвержение. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

Замещение.

Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта