Главная » Штрафы » Принципы демократии. Демократия Принципы демократии и их объяснение

Принципы демократии. Демократия Принципы демократии и их объяснение

Итак, следует попытаться кратко описать фундаментальные принципы демократии, первичным из которых, как на это указывает этимология слова демократия (греч. demos - народ, kratia - власть) является принцип суверенности народа. Божью волю как источник политического порядка заменили голосом народа (vox populi, vox Dei). Демократия нашла своего красноречивого заступника в лице Жан-Жака Руссо и его концепции демократической республики: «Именно это публичное лицо, созданное посредством объединения всех, получило ранее имя civitas, ныне же носит имя республики, или политического тела, которое его члены называют государством, когда оно пассивно, сувереном, когда оно активно |...| Сами члены как целое получают название народа, а как отдельные лица называются гражданами, как участники верховной власти, и подданными, как те, кто подчиняется государственным законам» (Ж. Ж. Руссо «Общественный договор»). Демократию можно принять только под суровым правлением законов. Народ, разумеется, не правит по старинке, основываясь на обычаях, он делегирует своих представителей для управления, а все дела решаются согласно воле большинства, решения выносятся в результате поддержки большинства, ограниченного все же правами меньшинства: «|...| хотя воля большинства должна преобладать во всех случаях, эта воля, чтобы стать правомочной, должна быть разумной; меньшинство обладает равными правомочиями {rights), защищать которые должны также и законы {laws) а всякое их нарушение является угнетением», - провозглашает Томас Джефферсон в своей инаугурационной речи в 1801 г. Указанное собрание граждан становится народом при условии, что будет утвержден принцип равенства. Народ вступает на историческую сцену под универсальными лозунгами, а равенство принадлежит к идеям, формирующим демократию. Любовь к равенству это главная страсть, «бурная, неутолимая, устойчивая и непобедимая»,- напоминает Токвиль. Эта страсть не будет так сильно влиять на обычаи и политические институты, если демократия возрастает в условиях свободы. «Раз никто не будет отличаться от своих близких, никто не сможет осуществлять тираническую власть. Люди будут совершенно свободными, поскольку все будут полностью равны и будут совершенно равны, поскольку будут полностью свободны. Именно к такому идеалу стремятся демократические сообщества» (А. де Токвиль «О демократии в Америке»). Это разожгло дискуссию продолжительностью более чем в двадцать лет, о том, означает ли равенство - равенство возможностей или же равенство условий. Чтобы приобрести себе гражданские права, народ должен сохранять набор гражданских и политических прав, поскольку он имеет - как это провозглашает Декларация независимости - неотъемлемое право на жизнь, свободу и стремление к счастью. В том же самом духе высказывается Джеймс Медисон. «Кто является лучшим стражем свободы народа?» Ответ республиканца звучит так: «Это сам народ». Соглашение (общественный договор) предполагает, что народ условливается относительно правил возникающего общества и задач государства. Из универсальных прав выводятся ограничения, или полномочия правительства. Государство как поверенный делегированной ему власти является изобретением Нового времени. Относительно данного мнения следует согласиться с Руссо. «Идея представительства современна, она происходит от феодальных правителей, этих неправедных и нелепых правителей, унижающих род человеческий и обесславливающих человека. В древних республиках и даже в монархиях, народ никогда не имел представителей, не знали этого выражения». Государство и правительство являются инструментами, созданными людьми для своих целей, а представители являются поверенными делегированных им полномочий и функций. В условиях свободы представителями народа становятся люди, ограниченные в выполнении именно этих полномочий и функций. Условием свободы является участие граждан. Повседневно должен реализовываться тот принцип, что люди «имеют право улаживать свои дела, что уместно с этической точки зрения и разумно - с политической», - слова Абрахама Линкольна из его «Речи в Блумингтоне» 26 сентября 1854 г. Ведь правительство суть из народа и для народа. Свободный выбор осуществляется только тогда, когда существуют для этого моральные и рациональные возможности. Их же может обеспечить просвещение и гражданское образование, и, прежде всего, свобода слова и высказывания мнений. Свободный выбор также возможен в среде, организованной общественным образом, в котором мы имеем дело с альтернативными политическими опциями (выборами). Явление «фракционности» можно перенести на условия демократической политики, где отдельные группы обладают представительством пропорционально своему значению и силе. А поэтому возникает следующий вопрос: «Какие политические механизмы приводят к разрешению споров и конфликтов?» В основании современной теории демократии леЭкит принцип представительства. Окончательные решения, которые улаживают конфликт, принимаются путем выборов избирателями. Обязательным же является принцип, предложенный Джереми Бентемом (Jeremy Bentham) «один человек - один голос». Демократия означает, что либеральный критерий заслуг, согласно богатству и талантам, заменяется правилом доступности для каждого общественных должностей и постов. В идеальной демократии «каждый должен принимать участие в подобном решении» (А. Д. Линдсей «Сущности демократии»). Характерен также способ управления при демократии. Ввиду противоречивых целей и интересов, естественен приоритет процедур, беспристрастное выслушивание сторон и обдумывание перед принятием решения. «Вопрос. Что такое демократическое правительство? Ответ. Такое, при котором каждому можно делать то, что ему нравится, насколько это не нарушает чужих прав, принципом которого является всевластие народа, или, иначе говоря, которое является творением и органом всего народа, исполнителем его воли. У демократического правительства нет других прав, кроме законов, законами же не называется воля одного или привилегированного меньшинства, но воля всех, или по меньшей мере, большинства граждан. Общественное мнение призывает на должности людей известных и просвещенных |...|»,- пишет Ян Непомуцен Яновский (Jan Nepomucen Janowski) в «Кратком политическом катехизисе» в 1834 г. Умеренность и приспосабливание - вот позиция демократа. Норма умеренности и искусство компромисса составляют существо демократии, политические же решения предъявляются обществу в соответствии с принципом гласности общественной жизни. Решения гласные и подвергаются голосованию, и в этом проявляется динамизм демократии: в ее открытости к изменениям и тем самым - внутренняя связь демократии и модернизации. Основания политической власти и ограничения ее решений, границы ее полномочий, а также обязательств регулируют приведенные ранее природные права и принципы общественного договора, а также конституция и правопорядок. Существует процедуры сдерживания, протеста и отбрасывания решений, нарушающих эти полномочия. Только в условиях демократии возможно право на гражданское неповиновение. И, наконец, последний идеал демократии, ведущий к демократической вере в людей и прогресс. «Управляемое таким образом общество несет особые миссии в гармоническом стремлении к совместной, общей цели. В стремлении к этой цели есть только одна дорога: постоянное и одновременно, в смысле физическом, умственном и моральном, самосовершенствование», - возвещают демократы в «Манифесте демократического польского товарищества» (1836). 5.3.

На практике выявилось, что ни авторитарные, ни тоталитарные режимы не в состоянии обеспечить естественные и неотъемлемые права чел-а.Это возможно только в демократической полит. системе.Термин "демократия" (от гр. demos - народ + cratos - власть) переводится буквально "власть народа “. Толкования:

1) как форма, разновидность организации государ­ства, когда властью обладает не одно лицо, а все гражда­не, пользующиеся равными правами на управление госу­дарством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;

2) как форма устройства любой организации, осно­ванной на равноправии ее членов, периодической выбор­ности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;

3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.

4) социальные и политические движения, целью кото­рых является реализация демократического идеала. Это де­мократы, социал-демократы, либералы, "зеленые" и т.д.

Демократия - это организация политичес­кого и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.

Принципы, без которых демократии в любом ее понимании быть не может:

1. Принцип суверенитета народа – именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что абсолютизация этого принципа ведет к тирании. В од­них условиях демократические процедуры обеспечивают действительное народовластие, а в других они могут ис­пользоваться для прикрытия формальным народовласти­ем (квазинародовластием) настоящей диктатуры. Пример тому - пять референдумов в Германии в 30-е гг., привед­шие к власти Гитлера.

2. Принцип равноправия граждан на участие в управле­нии государством и обществом – совокупность избирательных прав, дающих граж­данам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за дея­тельностью власть имущих и т.д. Здесь главное состоит в создании таких социальных условий, которые бы препят­ствовали превращению этого принципа в формальный.

3. Принцип принятия решений по большинству и подчи­нение меньшинства большинству при их осуществлении (так как решения, удовлетворяющего всех не существует). Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение собственного мнения, ибо истину, как правило, открывает именно оно.

4. Принцип выборности основных органов государства. Лица, осуществляющие верховную власть, изби­раются на определенный, ограничен­ный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым ре­зультатом. При этом выигрывает не обязательно лучший. В таких случаях несовпадение заслуг победившего на вы­борах и делегированной ему власти вызывает обострение общественных противоречий и нестабильность.

Изложенные принципы демократии являются универ­сальными, на их основе выстраивается само ее здание. Реальное участие на­рода в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответствен­ность правящей элиты перед народом - именно эти критерии характеризуют содержание демократии.

Для полного понимания демократии необх-мо рассм-ть механизм демократии: а) законодательное закрепление основ­ных экономических, социальных и политических прав че­ловека; б) свободные, равные, прямые, тайные выборы представительных органов управления; в) политический плюрализм, т.е. наличие альтернативных идеологий как минимум двух политических партий; г) существование оп­позиции; д) разделение властей на законодательную, ис­полнительную и судебную ветви при их относительной са­мостоятельности в рамках законодательно закрепленных полномочий; ж) независимость суда.

19. Предпосылки и пути перехода к демократии. Для ут­верждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия – совокупность экономических, социальных, политических, внешнеполитических предпосылок.

Экономические предпосылки демократии предполага­ют высокий уровень развития экономики в целом. Ры­ночная экономика гарантирует автономию личности, соз­дает среду, которая предохраняет ее от тотального госу­дарственного контроля, воспитывает у индивида стрем­ление к свободе, ответственность, инициативность. Без рынка невозможно гражданское общество, являющееся основой демократии. Необходимо отметить так­же, что индустриальное развитие предполагает высокую степень урбанизации, а городское население легче и быс­трее воспринимает демократические ценности, чем жители сельской местности, отличающиеся консерватизмом, склонностью к традиционным формам правления.

Социальные предпосылки демократии тесно связаны с экономическими.Это относительно высокий уровень благосос­тояния граждан, что способствует сглаживанию социаль­ного неравенства, т.к. поляризация общества на богатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты, несовместимые с демократией.

Раз­витое гражданское общество , представленное множеством групп со своими специфическими интересами. Все это препятствует концентрации государ­ственной власти, создает возможность установления эффективного контроля над ней и создания механизма об­ратной связи между властью и обществом.

Гра­мотность населения , его высокий образовательный уро­вень. Вне всякого сомнения, что необразованный человек далек от демократических ценностей и является объектом бессовестного манипулирования политиками.

Экономические и социальные предпосылки только тог­да результативны, когда их связывает соответствующая политическая культура.

Внешнеполитические факторы: политический, эконо­мический, информационный, не исключен и военный. Однако насильно привнесенная извне демократия без естествен­ных внутренних предпосылок обречена на поражение.

Переход к демократии – долговременный процесс. В различных странах он име­ет свою специфику, хотя можно выделить и некоторые его общие черты и закономерности.

Демократические процессы, как правило, начинаются с обширного политического кризиса (1) . Так было в Испании, Чили, Греции, СССР. В ситуации кризиса формируется же­лание большинства к политическим переменам, воля большинства к изменениям в направле­нии к демократии. Одновременно формируется новая политическая элита, приобретающая весомуюподдержку общества. Теряют свое значение и роль старые политичес­кие и идеологические ценности, и развертывается поиск иных опорных ценностей - гражданских и политических.

Следующая закономерность - это способность боль­шинства общества, его элит к социально-политическим из­менениям в направлении демократии, их стремление к компромиссам, которые необходимы для демократичес­ких преобразований (2). Переход общества к демократии несовместим с рево­люционным насилием. Жизнеспособная демократия фор­мируется только эволюционным путем. Данная законо­мерность исходит из преобразований через соглашение элит. Весь переходный процесс должен проходить в рамках политических институтов и под контролем элит. В противном случае спонтанные выступления масс приведут к разрушениям и анархии.

Переход к демократии - не самоцель, а путь создания цивилизованной современной системы, стабильной, способной к саморазвитию и создающей все необходимые условия для нормальной жизни че­ловека. Проблема демократии для наших стран - это проблема формирования такой политической системы, ко­торая бы обеспечивала управляемость обществом при участии народа, предполагала бы возможность смены элит без насилия, гарантировала бы соблюдение и защиту прав и свобод человека.

Проблема демократии - это проблема формы госу­дарственного и социального устройства общества, базиру­ющегося на экономических и политических реалиях.

Демократия должна быть реальной. То, что провозгла­шено в Конституции Республики Беларусь, предстоит осу­ществлять в политической практике.

Предпосылки, пути и модели демократизации общества

Важной составной частью демократического процесса в современном мире стала разработка универсальных демократических процедур и принципов, которые характеризуют современную демократию.

Анализируя современную демократию, следует отметить, что при всем различии демократических государств можно выделить основополагающие принципы демократии. К ним относятся:

1) признание народа источником власти. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве; он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) равноправие граждан; демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав;

3) подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

4) выборность основных органов государства.

Современные либеральные демократии провозглашают помимо названных фундаментальных принципов соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства, ограничение власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона, разделение властей.

Заметим, что данные критерии являются идеалом для общества, которое стремится к демократии. В современном мире, пожалуй, нет страны, в которой эти требования были бы выполнены полностью. Реальная демократия всегда выступает в лучшем случае как власть большинства над меньшинством, в худшем – как господство хорошо организованного меньшинства над большинством при формальном согласии последнего подчиняться.

Рассмотрим теперь организационно-правовые основы механизма властных отношений, в котором реализуются изложенные выше принципы демократии. Этот механизм складывался на протяжении столетий, вбирая в себя политический опыт многих народов. Его главными элементами являются:

а) законодательное закрепление основных экономических, социальных и политических прав человека;

б) свободные, равные, прямые, тайные выборы органов власти;

в) решение вопросов большинством при твердых гарантиях права меньшинства открыто отстаивать свои интересы;

г) сочетание непосредственных и представительных форм участия граждан в управлении делами общества;

д) законодательное закрепление и обеспечение права отзыва лиц, избранных в органы власти;

е) политический плюрализм, т. е. наличие не менее двух политических партий;

ж) наличие политической оппозиции;

з) разделение законодательной и исполнительной властей при их относительной самостоятельности в рамках закрепленных полномочий;

и) независимость суда;

к) верховенство принятого в установленном порядке закона;

л) наличие альтернативных источников информации.

Следует особо подчеркнуть значение средств реализации и защиты прав человека в демократической организации политической жизни. Если внимательно присмотреться к другим элементам этого механизма, то можно увидеть, что все они в конечном счете замыкаются именно на правах человека. Без наличия гарантированных (юридически и социально-экономических) прав и свобод человека в обществе не может осуществляться демократический политический процесс.

Демократические процессы и реальная демократия возможны только при наличии определенных социально-экономических, правовых и культурных предпосылок.

Во-первых , это высокий уровень экономического развития страны, многообразие форм собственности, наличие развитого рынка, конкуренция товаропроизводителей. Собственно, сама демократия представляет подобие политического рынка с его конкуренцией, состязательностью идей, программ, позиций. Для существования такого политического рынка необходимо разграничение (а значит, и конкуренция) политических интересов. Последнее же базируется на многообразии экономических интересов, в основе которого находится плюрализм форм собственности.

Во-вторых , наличие развитой социальной структуры, т. е. социального плюрализма и органически связанных с ним гражданского общества и правового государства. Содержание этих понятий будет рассмотрено далее. Здесь же отметим, что наличие в обществе сферы свободной деятельности частных лиц, их внегосударственных ассоциаций и институтов, отношения которых друг с другом и государством регулируются законом, расковывает инициативу граждан, а том числе и в области политических отношений. Весьма важной предпосылкой является также относительно высокий уровень благосостояния различных категорий граждан, что позволяет достичь необходимой для демократии степени общественного согласия.

В-третьих , это высокая степень развития культуры. Культура общества в целом, и особенно культура в области политической жизни, является мощным катализатором демократических процессов. Она есть первейшее условие участия человека в политике.

При всех своих преимуществах демократия является достаточно сложной формой организации политической жизни. Она не всегда и не везде уместна и достижима. Русский ученый И. А. Ильин выделял среди основных предпосылок демократии «уразумение народом свободы», высокий уровень правосознания, хозяйственную самостоятельность гражданина, определенный уровень политического образования и осведомленности, необходимый политический опыт, высокие духовно-нравственные качества: преданность родине, неподкупность, ответственность и гражданское мужество. Он подчеркивал, что революционные преобразования не приблизили Россию к демократии, а, напротив, подорвали ее живые основы.

Современная политическая наука исходит из того, что для перехода к демократии необходим ряд экономических, социальных, политических и культурных предпосылок.

Важнейшей из них является относительно высокий уровень индустриального и экономического развития. От индустриального развития зависит такая предпосылка демократии, как значительная степень урбанизации, так как жители крупных городов более подготовлены к современной демократии, чем сельское население, отличающееся консерватизмом и приверженностью к традициям. Демократия, особенно в странах с большой территорией и высокой численностью населения, невозможна без развитости массовых коммуникаций. Одной из важнейших предпосылок демократии является рыночная экономика, так как без рынка не может быть конкуренции и гражданского общества, на которых базируется демократическое устройство.

Большую роль играют социальные предпосылки, к которым относятся относительно высокий уровень благосостояния граждан, социальный плюрализм, наличие многочисленного и влиятельного среднего класса.

Общей предпосылкой демократии является политическая грамотность населения, его образованность в целом. Воздействие экономических и социальных факторов на государственное устройство во многом опосредуется господствующей в обществе политической культурой. Только на почве гражданской политической культуры, которая отражает активное участие в политике, способность править – с одной стороны, и подчинение закону, решениям большинства – с другой, может укорениться демократия.

На политическую культуру и поведение граждан существенное влияние оказывает религия, например, протестантизм с его установками на индивидуальную свободу и ответственность, равенство и трудолюбие. Сегодня все страны с преобладающим протестантским населением имеют демократические правительства. Однако не все религии стимулируют развитие демократии. Так, следование классическим канонам ислама сдерживает политическую активность граждан и их участие в демократическом политическом процессе.

Экономические, социальные, культурные и религиозные факторы характеризуют внутренние предпосылки демократии. Растущее значение для нее имеет внешнее влияние, которое может проявляться через прямое воздействие (военное, политическое, экономическое, культурно-информационное и др.) и с помощью влияния примера демократических государств. Однако в случае привнесения извне демократия не будет стабильной до тех пор, пока не возникнут необходимые для нее внутренние предпосылки.

Политическая наука выделяет несколько моделей перехода к демократии. Линейная модель предусматривает постепенное, однонаправленное расширение демократии. Классическим образцом данной модели может служить процесс демократизации в Англии.Циклическая модель характеризуется чередованием демократических и авторитарных форм правления при формальном позитивном отношении к демократии политической элиты. По этому пути пошли Боливия, Аргентина, Таиланд и ряд других стран Латинской Америки, Азии и Африки. Более перспективным по сравнению с затяжной циклической моделью представляетсядиалектическая модель демократизации. Для нее также характерна нестабильность переходных политических режимов, однако ее отличает наличие достаточно созревших внутренних предпосылок демократии: индустриализация, многочисленный средний класс, высокий образовательный уровень населения и т. д. Нарастание этих и других факторов приводит к быстрому и внезапному краху авторитарных режимов, установлению стабильной демократии. Такой путь прошли Италия, Греция, Испания, Австрия.

Свои особенности имеет переход к демократии в странах бывшего «административного социализма». Это связано с сочетанием в большинстве из них индустриального уровня развития, достаточно высокой образованности населения с тоталитарной властью, соответствующей политической культурой и социалистической идеологией, включающей как утопические идеи, так и установки на равноправие, социальную справедливость, распределение доходов по труду, солидарность и гуманизм.

Процесс демократизации в постсоциалистических государствах начался в результате постепенной либерализации политического сознания правящей элиты. Он проходил под воздействием длительной острой политической и идеологической конфронтации с Западом, в условиях сохраняющегося влияния доктринерства и веры в марксистскую теорию. Это привело к радикализации элит, поляризации их политических ориентаций: на западные модели либеральной демократии – с одной стороны, и на традиционные социалистические принципы – с другой. Политическое и идеологическое противостояние препятствовало нахождению оптимального пути социально-экономических и политических преобразований, которые учитывали бы и мировой опыт, и конкретные условия собственных государств.

В посттоталитарных странах, вступивших на путь демократизации, наметились два главных направления общественных и политических преобразований. Первое из них предполагает быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию. В СССР, который отличался даже от стран Восточной Европы отсутствием всяких элементов рынка (кроме криминального) и гражданского общества, почти тотальной милитаризацией, сверхмонополизированной экономикой, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, это привело к распаду государственности. Результатом проведения политики «шоковой терапии» явились обвальное падение уровня производства, криминализация общества значительный рост цен и снижение качества жизни большинства российских граждан. Все это сильно скомпрометировало либеральные ценности в массовом сознании.

Другим путем пошли страны, сохраняющие официальную приверженность коммунистической идеологии, в частности Китай, где была выработана собственная модель модернизации и реформирования, получившая название политики «нового авторитаризма». Ее отличает сохранение сильной власти центра, которая используется для поддержания политической стабильности и проведения активных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики, открытой для внешнего мира. Китайская модель показала свою эффективность, обеспечив стране в среднем самые высокие в мире с 1979 года темпы экономического роста и повышение благосостояния населения при сохранении общественного порядка. Однако нельзя забывать, что слабости данной модели состоят в ограничении экономической и иной свободы, инициативы, низкой восприимчивости к инновациям.

В условиях перехода от тоталитаризма к демократии важнейшим фактором поддержания стабильности в обществе, обеспечения законности, предотвращения социальных и политических конфликтов являются органы внутренних дел . Действуя в рамках закона, они позволяют избежать негативных явлений при переходе от одного типа политического режима к другому, сохраняя правопорядок, жизнь и здоровье граждан и тем самым способствуя совершенствованию политической системы, приобретению ею новых качеств и демократизации общества. Обладая властными функциями и полномочиями, органы внутренних дел следят за соблюдением законов гражданами, способствуют нахождению компромиссов различных политических сил, предотвращают беспорядки. По мере формирования стабильного демократического режима существенно будут изменяться место и роль органов внутренних дел в политической жизни. Основное внимание в их деятельности будет обращаться на обеспечение прав и свобод личности, соблюдение и защиту прав человека.

Таким образом , современный общественно-экономический прогресс во многом питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан, стимулирует развитие демократии, которая при наличии определенных социальных предпосылок имеет значительные преимущества перед другими формами правления. Только она в состоянии надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола, создать наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития.

Формы демократии не являются застывшими, раз и навсегда данным. Они развиваются вместе с развитием теории и практики демократии как формы организации политической жизни, протекания политического процесса. Его конкретные очертания меняются также в каждой стране. В различных его модификациях могут доминировать те или иные элементы.

Как видно, все разновидности современной демократии имеют определенные достоинства и недостатки. Кроме того, ни одна из них в действительности не существует в «чистом» виде. Складывающиеся конкретные формы демократии обусловливаются историческими, экономическими, геополитическими и иными особенностями развития каждой отдельной страны. Но для того чтобы появились и развивались демократические формы политической жизни, требуются определенные социальные, экономические и культурные предпосылки. Без наличия таковых политический процесс протекает в недемократических формах.

Демократическое государство - это государство, устройство и деятельность ко­торого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина . Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитима­ции всех органов этого государства является суверенитет народа.

Суверенитет народа означает, что:

  • субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
  • объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
  • суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Субъектом демократии могут выступать:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • отдельные , их объединения;
  • государственные органы и общественные организации;
  • народ в целом.

В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти .

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов , в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства явля­ются:

  1. реальная представительная демократия;
  2. обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Принципы демократического государства

Основными принципами демократического государства являются:

  1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;
  2. существование правового государства;
  3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
  4. разделение властей;
  5. выборность и сменяемость основных органов государства;
  6. контроль общества над силовыми структурами;
  7. политический плюрализм;
  8. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

  • Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.
  • Принцип верховенства закона.
  • Принцип народовластия.
  • Принцип федерализма.
  • Принцип разделения властей.
  • Принципы идеологического и политического плюрализма.
  • Принцип многообразия форм экономической деятельности.

Подробнее

Обеспечение прав и свобод человека и гражданин а - важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения зако­нов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

  1. государственная целостность;
  2. равноправие и самоопределение народов;
  3. единство системы государственной власти;
  4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание , Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма . Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Формы демократии

Суверенная народа может быть выражена в двух основных формах:

  • непосредственно :
    1. путем референдума;
    2. путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).
  • в представительных формах .

Представительная демократия - осуществление народом вла­сти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Пред­ставительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение тер­риториальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать ис­полнительную власть - это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе дан­ные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, сте­пени зависит от сотрудничества с исполнительной властью . Дру­гое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкури­рующей законодательной власти, невмешательство исполнитель­ной власти в прерогативы представительных учреждений.

В РФ представительная демократия обес­печивается выборностью Государственной Думы и конституци­онно обусловленным формированием Совета Федерации

1.2 Основные принципы демократии

Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может.

Принципы демократии представляют собой абстрактные правила по отношению к любому сообществу людей, к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества.

Суверенитет народа. Данная идея сформировалась в эпоху буржуазных революций. Ее суть в признании народа источником высшей политической власти в обществе. Верховенство власти народа и его независимость включает соединение в суверенитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.

Принцип суверенитета народа заключается в реализации народом своей политической функции источника власти:

Народу принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве;

Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

Народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

Признание народом власти и ценностей, на основе которых она стоит -- в чем заключается существо легитимности этой власти.

Отношение к данному принципу неоднозначно. Умелый политик, воздействуя на массы, может использовать народовластие в своих целях. В качестве примера можно привести приход к власти Гитлера путем пяти референдумов. А. Гамильтон писал: «Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны правильные суждения и решения» . Кроме того, власть народа в целом, то есть власть толпы приводит к тому, что в этой массе забывают о конкретном чело-веке. Это отмечал Н. Бердяев: «Народовластие так же может лишить личность ее неотъемлемых прав, как и единовластие» .

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что принцип суверенитета народа при определенных условиях может превратиться в свою противоположность -- орудие авторитаризма, его оправдание.

Принцип подчинения меньшинства большинству. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства.

Принцип большинства признается всеми: либералами, консерваторами, коммунистами, социалистами. Однако в различных течениях он имеет разную трактовку. Тем не менее, в любой интерпретации, принцип большинства - один из краеугольных элементов современной демократии.

Однако принцип большинства тоже реализуется на практике не вполне соответствуя теории. В системах, где господствуют отдельные экономически сильные классы, демократическое большинство этих классов является в сущности меньшинством по сравнению со всеми народными массами, значительная часть которых не включена в правила политической игры. Только в тех системах, где ни одна социальная группа не отстранена от общественно-политической активности, принцип большинства может реализовываться адекватно

Принцип большинства имеет и другую сторону - право меньшинства на оппозицию и выражение своих интересов. Проблема заключается в том, что большинство может ущемлять интересы меньшинства. Отсюда необходимость дополнения принципа большинства соответствующей гарантией прав меньшинства или, по крайней мере, учета их в политико-правовом процессе. В частности, «признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращения в суд по поводу их незаконных (выглядящих таковыми) действий» . Демократия есть власть большинства, уважающего право меньшинства.

Принцип представительства. Представительная форма осуществления политической власти и правления имеет целый ряд преимуществ перед прямым властвованием народа, т.е. непосредственной демократией. Она сужает возможности утверждения тоталитаризма как диктатуры большинства; обеспечивает компетентность и ответственность субъектов, непосредственно осуществляющих власть и управление; является системообразующим звеном в политической организации общества.

Политическая теория фиксирует наряду с сильными сторонами принципа представительства его ограниченность. Она проявляется в следующих моментах. Представительное правительство предполагает значительную долю вероятности искажения интересов и воли народа соответствующими институтами; ограничи-вает рамки участия для большинства населения в принятии политических решений; создает условия для узурпации власти бюрократией и другие.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Его содержание составляет совокупность прав, обеспечивающих каждому возможность избирать, быть избранным в структуры власти и управления, участвовать вместе с другими в контроле за деятельностью власть имущих, смещать их при необходимости путем голосования и т.д. Политическое равенство реально, если оно базируется на достаточной для всех слоев населения социальной базе. В отсутствии реальных социальных условий, обеспечивающих возможность демократического равенства, формальные права мало чего стоят для миллиона простых людей, у которых не будет ни времени, ни средств для реализации своих прав.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации результатов голосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым результатом.

Принцип свободы. В политическом контексте свобода означает прежде всего личную свободу, а также свободу для социальных групп от господства над ними любых политических сил. Это реальная возможность выбора политического самоопределения личности или группы, их активного участия в управлении общественными делами. Разумеется, демократия не есть свобода индивида или иного субъекта от власти вообще. Проблема ограничения свободы -- тоже проблема демократии.

Изложенные принципы демократии являются универсальными, на их основе выстраивается само ее здание.

Виды общественно-политических движений Нового времени

Демократический режим: принципы и практика

Демократия представляет собой достаточно сложное, развивающееся явление. Ее сущностная сторона остается неизменной, она постоянно обогащается новыми элементами, приобретает новые свойства, качества...

Демократия как форма организации государственной власти

Демократия -- это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основываются на либерально-демократических мировоззренческих и ценностных постулатах...

Избирательные системы в зарубежных странах

Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования, декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т. д.)...

Консерватизм как идейно-политическое течение

Если попытаться вычленить ключевое положение идеологии социального консерватизма, лежащее в основе всех других его постулатов, то суть его можно выразить следующим образом: понимание общества как духовной реальности...

Основные концепции демократии

Партиципаторная демократия

Современная демократия решительно отличается от классической, хотя и связана с ней как, впрочем, и с классической монархией, и с аристократией, и с тимократией, и с прочими частными формами правления...

Политическая мысль Запада в ХХ веке

Генетически первым в истории современной западной цивилизации возник либерализм. Либерализм - сложное, многоплановое явление. Это и тип мировоззрения, определенный способ мышления, и политическая доктрина, и конкретная политическая практика...

Идея свободы человека в обществе, его право и возможность самому определять свои жизненные цели и выбирать направления деятельности, его личная ответственность за ее результаты, за свое благополучие и общественное положение...

Политическая мысль Нового и Новейшего времени

Консерватизм в обычном понимании - это стремление сохранить старые позиции, порядки. Консерватизм отстаивает такие ценности и принципы, как право на социальное неравенство, гражданское и человеческое достоинство, плюрализм...

Политические режимы. Основные принципы и установки демократии

Современная политическая демократия - это режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия...

Современные теории демократии

Понятие "демократия" происходит от греческого слова "demos", означающего "народ". В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством. Несмотря на то...

Современные теории демократии: ценностные, плюралистические

В политической науке при изучении данного феномена прежде всего исходят из определения демократии как формы правления, которая определяется исходя либо из источников власти правительства, либо из целей, которым правительство служит...

Современный либерализм, его формы

Либерализм (фр. libйralisme) -- философская и экономическая теория, а также политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Либерализм упирается своими корнями в гуманизм...



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта