Главная » Ликвидация » Вишну и лакшми храм кандарья махадева. Каджурахо - храм камасутры. Куда исчезло окружавшее храмы царство

Вишну и лакшми храм кандарья махадева. Каджурахо - храм камасутры. Куда исчезло окружавшее храмы царство

Пару лет назад я узнала об удивительных индийских храмах, посвященных как духовной, так и плотской любви. Тогда они мне казались какой-то невероятной сказкой и я даже не могла подумать, что мне доведется увидеть один из них собственными глазами.

Находится в небольшой туристической деревне Кхаджурахо, в индийском штате Мадхья Прадеш. Этот храм входит в Западную группу храмов и считается одним из самых крупных и богато украшенных сооружений в ней. Именно этот храм пронизан эротизмом больше, чем все другие постройки в группе. Храм был возведён в XI веке в честь бога Шивы и изображает мифическую гору Меру. Он был обнаружен европейцами в 1906 году, однако в путеводителях данные о нём долгое время отсутствовали по понятным этическим причинам.

Кандарья-Махадева как часть, входящая в большой храмовый комплекс Кхаджурахо, внесена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Билет для осмотра всех западных храмов комплекса стоит около 250 рупий (примерно 5 долларов). В его стоимость входит право фотосъёмки (в Индии иногда нужно приобретать отдельные билеты для съёмки). Внутри храмов фотографировать тоже можно, только при входе нужно обязательно снять обувь. Все храмы в комплексе работают с утра и до вечера.

До железнодорожной станции Кхаджурахо можно доехать на поезде, который отправляется из Дели каждый день, кроме четверга.

Храм Кандарья-Махадева украшен великолепным барельефом, который покрывает его от самого основания и до самой верхушки. Невероятно, но даже спустя столько времени с момента его постройки он сохранился в отличном состоянии.

Храм включает в себя: вход, вестибюль, зал для молящихся и святилище. Все они располагаются плотно друг к другу и на одной оси. У каждой из частей храма есть своя башенка. Башня над святилищем является самой высокой, другие как бы «ниспадают» к входу и равномерно понижаются по высоте. В святилище основной фигурой является бог Шива , который воплощён в мраморе.

Вообще, этот храмовый комплекс показался мне островком красоты, который находится среди провинциальной нищеты, царящей вокруг.

На мой взгляд, эротические сцены на барельефах храма не выглядят непристойными. Лица у статуй смотрятся торжественными и серьёзными. Храм иногда называют «застывшая в камне Камаcутра» и это в полной мере отражает увиденное.

На барельефах изображено множество причудливых изображений музыкантов, нимф, богов и богинь. Все детали статуй сделаны очень чётко, но их лица ничего не выражают. Складывается впечатление, будто они не получают абсолютно никакого удовольствия от того, чем они заняты).

Снаружи храм украшают всего 626 скульптуры , внутри есть ещё 226. Их размеры примерно в половину человеческого роста, но это не мешает им быть величественными и спокойными.

В эротический сценах секс далеко не главное - это, скорее, путь к нирване и просветлению.

Над входом в храм изгибается «гирлянда», которая вырезана из единого куска камня.

Внутри храма расположен алтарь с небольшим Лингамом. Вокруг витает аромат от тлеющих у алтаря различных благовоний.

Храмы любви Кхаджурахо, в том числе и Кандарья-Махадева, думаю, очень понравятся влюбленным парочкам или просто любознательным путешественникам.

Тантризм был наиболее популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви (с которой часто отождествляется его творческая энергия Шакти). Кроме того, тантризм проник и в тибетский буддизм. В шактизме основополагающим и жизнеутверждающим считается женское начало, называемое шакти, оно рассматривается как созидающая энергия, благодаря которой бог-супруг Шива манифестирует свои потенциальные качества. Кроме того, превосходящая роль женского начала, да и сами изображения майтхуны в целом, говорят о благопожелательной и позитивной символике.

Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти входе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во Вселенной, так и в душе верующего. Таким образом, майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Сексуальное соединение символизирует полное слияние двух раздельных частей в единое целое. Соединение мужчины и женщины становится выражением глубокой религиозности, символом изначального единства и слияния понятий «Атман» (индивидуальная душа) и «Брахман» (мировая душа).

Прекрасные женщины Кхаджурахо

Итак, главный мотив скульптур храмов Кхаджурахо – женщина. Женщина - невинная, кокетливая, улыбающаяся, в экстазе от своей красоты и уникальности, бесконечно соблазнительная, бесконечно красивая, изображенная в богатстве деталей, созданных с огромным мастерством и любовью. Это - празднование женского начала во всех его бесчисленных проявлениях (интересная статья на тему женщины в скульптуре и изображениях Древней Индии размещена на сайте Юлии Рещиковой).
В средневековых храмах Индии жили дэвадаси (буквально - «рабыни бога»). В западной литературе дэвадаси фигурируют как «ритуальные проститутки» или «храмовые проститутки». Встречается и менее радикальное название «куртизанка», однако и оно не доносит до читателя самой сути явления дэвадаси. Дэвадаси демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или даже царя с целью достичь процветания царства или милости богов.
Для самих приверженцев этой традиции дэвадаси были посредниками божества, на что указывают их имена. Их часто называли эпитетами «святая женщина», «священная женщина». Поскольку дэвадаси - земные женщины, были художницами, учёными, исполнительницами ритуальных танцев и богослужений, их часто отождествляли с апсарами , небесными девами неземной красоты.

В индийской мифологии апсары характеризуются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных. Статуи изобилуют многочисленными деталями, они четко очерчены и «вылеплены» с совершенным мастерством, но лица их почти ничего не выражают. Кажется, они вышли за пределы мирских ощущений.
В индийской мифологии часто встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему апсару (сурасундари) - искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до нашей эры. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.

Смотрите фотографии барельефов апсар, сделанные мной в храмовом комплексе Ангкор (Камбоджа) (и ) (Прим. А.Колтыпина)

Из-за большого количества женских скульптур на храмах Кхаджурахо порой трудно найти принципиальное различие между земными женскими образами и образами женщин божественной категории. Даже в самом индийском эпосе неоднократно встречается поэтическая форма: «
Ты божество? Апсара ? Якшини ? повелительница змей нагини ? Или ты принадлежишь к роду человеческому? »

Смотрите также фотогалерею "Мисс древнее совершенство "

Какие изображения нужно относить к майтхуне, а какие просто к супружеским парам, кто апсара, а кто якшини, нагини или дочь человеческая? На этот счёт в историографии нет однозначного ответа. Определяющим фактором того или иного женского образа может служить его предметное окружение. Например, рядом с женщиной может быть изображено дерево или какое-либо животное, тогда такой образ следует отнести к одной из божественных созданий, окруженной символикой. Если рядом с ней сосуд с водой, опахало в её руках и т.п., то скульптура такого рода, скорее всего, изображает служанку. Если рядом с ней помещена сцена майтхуны, то такая женщина является храмовой служительницей.
Кроме того, часто в самих сценах майтхуны участвовали именно земные женщины. Есть и просто изображения супружеских пар, чьи нежные отношения показаны как символ любви. Такие изображения являются своего рода «портретами», запечатлевшими образы богатых дарителей храму. Есть также и сцены туалета богатых особ.
Довольно много изображений показывают женщину в танце и во время занятий музыкой. Известно, что танец и занятия музыкой были неотъемлемой составляющей досуга женщины. Во-первых, танец служил хорошим заменителем физических упражнений, необходимых для поддержания здоровья тела, что было основополагающим в понятии о женской красоте. А, во-вторых, искусства и науки были обязательными в воспитании добропорядочной девушки. Широко распространенными мотивами являются сцены, связанные с выражением чувств: женщина у окна или двери, любовное письмо, застенчивость, хотя все они по смысловой нагрузке стоят близко к майтхунным изображениям.
Итак, образы женщины в древнеиндийской скульптуре поражают своим многообразием. Тема женщины даёт художнику большую свободу, чем какая-либо другая тема религиозного или светского характера. Эта тема любима и в древнеиндийской литературе. Женщина в Индии, да и не только там, обладает особой магией. Воле женщины подвластно всё. Казалось бы, обделённая свободой, она умудряется править и устраивать судьбы целых государств. Именно с женщиной связаны самые решающие моменты в древней истории. Когда рушатся города и возводятся новые, когда эпоха сменяет другую, когда мир идёт кругом, принято говорить: «Ищите женщину».

Заключение


Итак, храмовый комплекс в Кхаджурахо представляет собой еще один великолепный образец художественной культуры, в котором, как и в монументальном искусстве Индии, воплощен принцип единства Вселенной. Скульпторы Кхаджурахо изобразили жизнь во всех ее аспектах и многообразии. Строительство храмов потребовало сотни отлично обученных скульпторов и архитекторов. Все это говорит о чрезвычайно зрелой цивилизации того времени.

Храмы Кхаджурахо расположены в индийском штате Мадхья-Прадеш, приблизительно в 620 километрах к юго-востоку от Нью-Дели, и являются одним из самых популярных туристик-плэйс в благодаря известным на весь мир эротическим скульптурам, покрывающим храмы.

Храмы Кхаджурахо


Название Кхаджурахо, древнее “Кхаджуравахака”, происходит от санскритского слова кхаджур – финиковая пальма. Легенда рассказывает, что прекрасная Хемавати, дочка брамина, была соблазнена богом Луны Чандрой, когда купалась ночью в реке. От этого союза смертной и бога родился сын, Чандраварман. Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в глухих лесах Центральной , где она стала и матерью и гуру для своего сына. Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чанделла. Когда он был признан правителем, он увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

Явное тайное



Построенные по указу короля Чандравармана, эти храмы пестрят скульптурами и барельефами сексуального содержания. Они сводили с ума пуритански мыслящих британцев, и если бы не затеряность в джунглях, моголы сровняли бы их с землей. Но истинный смысл этих храмов всегда будет ускользать от непосвещенного.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Индуистский храм представляет собой лежащую с раскрытыми ногами женщину. При входе стоят столбы, символизирующие половые губы. Далее идет галлерея, символ влагалища. И наконец мы попадаем в святая святых – пространство матки. В центре святилища стоит лингам, погруженный в йони. Жидкости, поливаемые на лингам во время пуджи (вода, молоко, ги) суть женские выделения разного характера во время разных стадий возбуждения. Все это суть признание и почитание пантеона богов и божественных планов, участвующих в Творении и сакральном создании новой жизни. Горящий огонь суть огонь кундалини, неугасимый и вездесущий.

Тантра



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Принципы строительства этих храмов скорее всего продолжение древнего знания тантры, существовавшего у племён индийского субконтинента (дравидийских и тд.). У ариев ничего подобного не было, и они не строили подобных храмов.

Не смотря на всю роскошь фасада, внутри храмов абсолютно гладкие стены. И в этом есть глубокий смысл. Йогина не смутят и не завлекут внешние проявления кундалини, пестрящие и манящие тысячами образов. Его влечет сама суть, что сокрыта в темноте храма, невидимая, неприметная. Он знает, что именно там находится сат-чит-ананда, и обретается мукти, благодаря милости Шакти Ма.

Храмы Кхаджурахо



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

“В истории архитектуры северной регионами, которые выделяются своими прекрасными постройками стиля Нагара (также называемого индо-арийским), являются Раджастан, Орисса и центральная . На территории последней находятся широко известные храмы в Кхаджурахо, в районе Вунделкханд штата Мадхья Прадеш. Три группы храмов в Кхаджурахо, известные, прежде всего, своими эротическими скульптурами, привлекающими туристов со всего мира, в действительности являются вершиной искусства и изящества, достигнутого архитекторами средневекового стиля Нагара, которые соблюдали нормы и правила сооружения зданий, разработанные их классическими предшественниками.

Кхаджурахо является божественным в настоящем значении этого слова. Не потому, что это город холмов, непревзойденный по изяществу, замысловатости и красоте, а потому, что он был построен династией Чандела, чей основатель, как считается, принадлежал к семейству Срибрахмандмуни или Брахмы, божественного создателя вселенной.


Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Известный арабский путешественник XIV в. н.э., Ибн Батута, дал фантастическое описание Кхаджурахо в своих мемуарах. Он увидел великую столицу Чанделов в 1335 году н.э., когда посетил ее во время правления Махмуд Шаха Туглака. “Там находится озеро”, – писал Батута о том, что он назвал Каджурой, – “около одной мили длиной, а вокруг этого озера находятся храмы, в которых стоят идолы. На этом месте живет племя нищенствующих монахов (jogi-s) с длинными и спутанными волосами. Цвет их кожи желтый, что является результатом соблюдения ими строгого поста. Многие мусульмане прислуживают им и учатся у них таинственным вещам”.

Самое раннее упоминание этого города, называемого по-разному – Шри Кхаджуравахака, Кхаджурапура и Кхаджинпура, принадлежит Абу Рихану, который сопровождал завоевателя Махмуда Гхазни в Индию в 1022 г. н.э. и упомянул его как столицу царства Джиджоти. Правда это или нет, никто не знает. Тем не менее, Кхаджурахо действительно был большим городом, что доказывают его руины, занимающие площадь в 8 квадратных миль.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Согласно легенде, главные ворота города были украшены двумя золотыми пальмами, отсюда его название “место финиковой пальмы”. Более вероятно, что оно происходит из-за преобладания пальмовых деревьев в этой местности. Большая ежегодная ярмарка проводилась здесь по случаю Махашиваратри – дня рождения бога Шивы. Ярмарка является одной из традиций, сохранившихся до наших дней, хотя сейчас очень мало паломников приходят сюда.

Предположение, что здесь когда-то существовал город, немного приподнимает завесу над тайной, почему Чанделы, верные шиваиты, создали невероятное количество витиеватых и эротических храмов Шивы, Вишну и джайнистских в такой, в остальном непривлекательной местности, совершенно далекой от проторенной дороги. Откуда пришли мастеровые? Кто были их натурщиками? Как был финансирован такой крупномасштабный проект? Сохранилось мало ключей к разгадке.

Сегодня Кхаджурахо – не что иное, как маленький сонный город с 6000 жителей в 27 милях от Чхатарпура, расположенный на юго-востоке озера Кхаджурахо Сагара или Нимора Тал, о котором писал Ибн Батута. На берегу озера сохранилось только около 20 сооружений из 85, которые, предположительно существовали когда-то. Хотя многие храмы стали жертвами времени и недостатка средств на их содержание, виновником разрушения остальных в 1494 – 1495 гг., спустя только 500 лет после их сооружения, является султан Шикандер Лоди.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы, все построенные в индо-арийском стиле в период с 950 по 1050 гг. н.э., скорее указывают на непрекращающееся активное строительство в рамках уже отточенного мастерства, чем на процесс эволюции. Они собраны в три группы – западную, восточную и южную, и все, за исключением одного, сориентированы с севера на юг. Внутри храмы очень похожи между собой, построены из гранита или из комбинации светлого песчаника (привезенного из карьеров Панны) и гранита. Поскольку многие из скульптур главных богов были уничтожены или разрушены, очень часто трудно определить, какому святому посвящен тот или иной храм .

На фоне жаркого, пыльного и голого пейзажа Кхаджурахо представляется оазисом. Храмы различаются по высоте, большинство из них состоят из группы сооружений, поднимающихся подобно горным хребтам один за другим, нижняя точка которых – портик, а верхняя – святая святых. Постепенный наклон ведет взгляд вверх от входа к крышам закрытого или с колоннами храмового холла (mandapa) и шпилям зданий (shikhara), открывая душу молящегося богу. Впечатление от этой уходящей вверх конструкции усиливается высокой платформой под ними, подобно тому, как красота драгоценного камня подчеркивается оправой, демонстрирующей его в выгодном свете.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Большинство храмов этого района построены в виде креста с одним входом с востока. Алтари (garbha grha) всех этих храмов, в соответствии со стилем Нагара, окружены специальной дорожкой (pradakshina), чтобы можно было их обходить. Вход в святилище осуществляется через вестибюль (antarala), за которым следует огромный главный зал (mahamandapa). Такого рода планировки могут отличаться специфической формой входной арки или полухолла (ardhmandapa) и холла с колоннами (mandapa), предназначенного для танцев или дополнительных жертвоприношений, что типично для храмов штата Орисса. Некоторые храмы Кхаджурахо представляют собой комплекс из пяти храмов (panchayatana) со специальным храмом, посвященным повозке главного бога.

Поразительной особенностью сооружений является их окно (oriel), украшенное резьбой и выдающееся наружу, подобно балкону. Оно обеспечивает доступ света и воздуха к круговой дорожке (pradakshina) и главному холлу (mahamandapa). Расположенное перпендикулярно к вертикали шпиля (shikhara), оно контрастно оттеняет резьбу. Оно также очень напоминает дворцовые окна в штате Раджастхан. Принцесса Раджпутов появлялась как раз на таком балконе.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Украшения, покрывающие внешние части храма и большую его часть внутри, так же тщательно продуманы, как и план самого здания. Ничто не является лишним, каждый созданный этаж соответствует задуманным требованиям и достигает желаемого результата. Целью создания Кхаджурахо представляется желание скульпторов увековечить современную им жизнь и донести память о ней будущим поколениям. Существуют множество экстаравагантных теорий об эротической скульптуре Кхаджурахо, но документальные свидетельства об образе жизни того времени, наверное, являются лучшим объяснением: поколения, создавшие эти храмы, были свободны от запретов, появившихся столетиями позже и укоренившихся в индийском обществе.

Запад ная Группа Кхажурахо

Кандарайя Махадэва



Кандарайя Махадэва. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Западная группа храмов, шиваитских и вишнуитских, сохранилась лучше других и располагается в два ряда. Каждый из них состоит из одного большого храма и нескольких более мелких. Самый большой, наиболее известный и богатый убранством – розово-белый Кандарайя Махадева, украшающий обложки бесчисленного количества книг об индийских храмах. Пропорции Кандарайя Махадевы достаточно впечатляющи – длина храма 102 фута, ширина 67 футов, высота с башней – 118 футов. Он мастерски построен и исключительно удачно спланирован, и является типичным образцом этой восхитительной группы сооружений.

Посвященный богу Шиве, комплекс из пяти храмов (panchayatana) был построен между 1025 и 1050 гг. н.э.

Сегодня из пяти первоначально существовавших зданий осталось только главное. Все пять были сооружены на высокой площадке, хотя, конечно, вспомогательные храмы были намного меньше по размеру и зрительно как бы связаны длинными каменными скамейками, где паломники могли немного отдохнуть.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Цоколь храма, к которому ведет пролет высоких ступеней, был оформлен девятью равномерно расположенными нишами для статуй Шивы, Ганеши и семи богинь матерей, matrika-s (или sakti-s). Шакти также означает женскую силу, суть жизни. Искусно спланированный постамент, так же как и выступающие вперед окна наверху (oriel), ориентированы на страны света. Изысканные балконы обеспечивают достаточное количество света для обзора скульптур в святая святых.

Вы входите в роскошно отделанную прямоугольную галерею и неф через словно вырезанный из слоновой кости арочный вход (torana) с фигурами сказочных чудовищ, небесных музыкантов, танцовщиков (gandharva-s) и богов (deva-s). Внутренняя часть храма так же старательно отделана резьбой, как и наружная поверхность. Комнаты храма наполнены воздухом и светом, что придает объем резьбе на их полукруглых потолках. Своей отделкой они очень напоминают легендарные мраморные джайнистские храмы горы Абу.

Вход в алтарь также украшен резьбой. Здесь аскеты медитируют, речные богини охраняют бога гор, а каменные цветы предлагают себя богу. Обрамленный этим богатством, здесь находится Shankara (Шива) в виде мраморного мужского члена (linga), символа жизни. Его место расположения, как и его пещера в Гималаях, темно и свободно от украшений. В тишине и полумраке бог отдыхает, успокаивая паломников своим молчаливым, строгим присутствием.

Алтарь окружен украшенной круглой дорожкой (рradakshina), а на его постаменте находятся восемь ведущих богов (ashtadikpala-s) – Индра, Агни, Яма, Наирита, Варуна, Вайю, Кубера и Исана, охраняющие Шиву. Над ними в стене находятся ниши для скульптур каждого члена святой триады.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Три горизонтальных пояса скульптур на стенах, повторяясь, продолжают друг друга, создавая чувство волнообразного движения по всему сооружению, освещая одних и придавая им силу, и маскируя других своей тенью. В жаркий день храм мерцает как волшебное видение.

Множество богинь (deva-s, devi-s) и чувственных танцовщиц (apsara-s) – согласно подсчетам всего 872 – предстают на стенах как влюбленные, мечтатели и воины. Все человеческие и божественные фигуры кажутся восторженными, наполненными внутренней радостью. Их глаза устремлены поверх смотрящего на них, в какой-то их личный рай. Даже в эротических скульптурах состояние экстаза на лицах пар скорее божественное, чем земное. Безусловно, создатели Кхаджурахо были не только высококвалифицированными, обученными и глубоко религиозными людьми, они также хорошо знали Кама Сутру.

Внешне храмы также украшены рядами рельефных изображений. Над рядами скульптур миниатюрные башни соединялись с центральной. Главный шпиль (shikhara) храма Кандарайя Махадева, выражающий мирские и духовные устремления, поднимается в виде параболической дуги, имитирующей соединенные руки паломника, сложенные в приветствие (namaskar).



Лакшмана. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храм (mandir) Лакшмана Джика, как это ни удивительно, не посвящен брату Рамы, носящему это имя. Но как храм получил это имя – не ясно, поскольку он бесспорно является храмом Вишну. Он известен своими великолепными рельефными изображениями и необычной гробницей с барельефами учителя (guru) и его учеников (sisya-s).

Несмотря на то, что по композиции он подобен своему соседу – храму Кандарайя Махадева, храм Лакшмана меньше по размеру, но шире резко поднимающегося вверх храма Кандарайя. Он 98 футов длиной и 45 футов шириной, имеет 5 ниш, традиционные окна (oriel) и изысканной резьбы выступающий вход (torana).



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Внешняя часть храма украшена изображениями различных эротических поз (sthambha-s) из Кама Сутры и продолжает тему храма Кандарайя, воспроизводящего жизнь Кхаджурахо в сценах спортивной борьбы, молений, танцев, борьбы слонов и т.п. Внутри перемычка двери над входом в святая святых украшена резными фигурами Лакшми и бога Брахмы, которого редко увидишь в индийских храмах. Над двумя маленькими алтарями по бокам – изображение вселенной с девятью планетами (nava graha-s). На боковых стенках двери – живописная картина пахтания океана богами (devas) и демонами и изображения бога Вишну в различных воплощениях. В центре комнаты находится, высотой 4 фута и обрамленная гирляндами (torana), статуя трехрукого и четырехголового бога Вишну. Его центральная голова – человеческая, а две другие представляют его в образе Нарасимхи – человека-льва и Варахи – кабана.

Храм Лакшмана впечатляет силой исторического повествования, по сравнению с другими храмовыми скульптурами. Не только резьба великолепна, но и истории, о которых она рассказывает – необычны. Например, рельефное изображение Реванты. Изображения бога солнца Сурьи можно встретить по всей Индии в храмах, посвященных ему, или в качестве вспомогательного божества. Но в этом храме есть редкое изображение сына Сурьи – Реванты на коне, во время охоты на кабана, оно приближает к жизни мало известный мифологический характер, помещая его в социальный контекст повседневности.



Чаусат Йогини. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

64 жрицы (yogini-s), давшие этому храму его имя, являются помощницами Кали (или Дурги). Они жили в необычном храме, открытом небу. Он был построен в 900 г. н.э. и расположен на каменной скале на восток от Шив Сагара или “озера Шивы”.

Это место поклонения, возможно, принадлежащее тантрическому культу, не похоже на остальные сооружения Кхаджурахо. Оно состоит из 65 келий, расположенных по периферии прямоугольного двора, каждая из которых увенчана небольшим шпилем (shikhara) и окном в стиле буддийского храма (chaitya). Сегодня только 35 из них сохранились. Все они, за исключением одной, одинакового размера и предназначались для каждой из жриц. Возможно, там были деревянные двери, защищавшие статуи. Большой алтарь в центре юго-западной стены обращен ко входу и был, согласно некоторым источникам, предназначен для Кали. Другие считают, что там должна была находиться статуя Шивы Бхаиравы. В настоящее время там помещаются три божества – один Махишасурамардини (еще одно имя Кали, которая убила демона Махишасуру) и две статуи, принесенные сюда из небольших вспомогательных храмов и представляющие матерей-богинь Брахмани и Махешвари.


Матангешвара. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия

Единственный действующий индуистский храм в Кхаджурахо – Матангешвара – является священным как для царского семейства этого района, так и для остальных жителей. Обращенный на восток и украшенный эркерными окнами (oriel), храм стоит недалеко от храма Лакшманы. Его уникальная особенность – это установленный на полу алтаря большой женский символ йони – двойник линги или фаллического символа, высотой 4 фута. Он 20 футов в диаметре и удерживает тщательно отполированный лингам высотой 8 футов и 3 фута в диаметре.

Восточная Группа Кхажурахо

Восточная группа храмов Кхаджурахо состоит преимущественно из джайнистских святынь – Парсванатха, Ади-натха, Шанти Натха и Гхантаи, построенных религиозно терпимым Чанделой. Здесь также находятся целый ряд небольших индуистских храмов, таких как Джавари, Вамана, Брахма и Хануман. Из них первые три посвящены богу Вишну, Вамана посвящен его воплощению в образе карлика, а храм Брахма из песчаника и гранита, один из старейших в Кхаджурахо, был назван так по ошибке.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Хануман, обезьяний бог и преданный помощник Рамы, был когда-то очень популярным в северной Индии (он все еще высоко почитается в штате Махараштра). В храме находится 8-футовая статуя Ханумана, датируемая 922 годом н.э.

Южная Группа Кхажурахо

В южной группе сохранились только два храма – Чатурб-худж и Дуладео, в первом из них находится огромная статуя бога Вишну, а Дуладео, вероятно, является последним храмом, который был здесь построен.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Дуладео – храм Шивы, но его название означает “Святой Жених”. Рассказывают, что однажды мимо храма проходила свадебная процессия, и жених скончался у его входа, превратившись в божество. Небольшой, изящный пятипалатный храм хранит несколько известных эротических резных скульптурных изображений, но все же это строение не столь совершенно, сколь его предшественники”.

Храм Брахмы в Кхажурахо



Храм Брахмы, один из немногих в Индии. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

“Согласно индуистской мифологии, Брахма, хотя и величайший из всех богов, был однажды проклят за то, что у него нет последователей, и поэтому памятников ему не строили. Это объясняет, почему существует очень небольшое число mandir-s (храмов), посвященных ему, хотя он часто присутствует в храмах других богов. Хотя ему и не поклоняются, Брахма остается высокопочитаемым богом”.

Каумуди Маратхе “Храмы Индии. Превращение камня” МК-Периодика, Москва 2001


Брахма. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Кхаджурахо – сакральная сторона страсти



Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв


эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Комплекс храмов Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмовый комплекс Каджурахо (Индия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храмы Каджурахо каждый год привлекают все более увеличивающийся поток туристов. Каджурахо - общепризнанный памятник архитектуры с таинственной историей создания, процветания, упадка, забвения и счастливого воскрешения из небытия. Сам факт существования Каджурахо окружен эротической аурой.

Немного истории

В соответствии с легендарной версией событий, храмы Каджурахо были построены потомками женщины, соблазненной богом Луны. Теоретически, в этом случае они должны быть назиданием для всех адептов внебрачных связей. По другой версии, строители храмов исповедовали тантризм, религии, где энергетический обмен во время сексуального акта является медитативной практикой.

Так или иначе, поверхности большинства из двадцати двух найденных на сегодняшний день храмов обильно покрыты барельефами эротических сцен с участием людей и животных. Зато внутри храмов фигур в пикантных позах вы не найдете. Так что возможно, эротическая оболочка представляет собой своеобразный тест: если человек не готов принять изображенное снаружи (или слишком увлечен соблазнительными картинами), у него нет шанса попасть внутрь храма.

Храмы Каджурахо открыты миру - их не окружают привычные для всех храмовых комплексов защитные стены. Постройки расположены на высоких платформах, углы которых венчают малые святилища. Вокруг платформ располагаются балюстрады, сплошь украшенные рельефами.

Памятники Каджурахо

Западная группа храмов

Географически весь храмовый комплекс делится на три части. В самой крупной Западной группе храмов находится храм Lakhmana - старейший и самый известный храм, названный в честь правителя, его построившего; храм Chitragupta, посвященный богу Солнца, обращенный навстречу восходящему солнцу; храм Matanageswara (Матангешвара), посвященный Шиве и украшенный двухметровым лингамом - это единственный функционирующий храм Каджурахо. Здесь находится самый приметный храм - Кандарья Махадева, высотой 80 метров, окруженный 84 башнями меньших размеров.

Самый эротичный храм комплекса - Деви Джагдамба, отличается особой натуралистичностью изображений. А храм Вишванатхи, украшенный скульптурными группами слонов и львов служит обрамлением для огромного изваяния трехликого Брахмы.

Восточная группа храмов

Восточная группа храмов более традиционна и состоит из четырех джайнистких и трех индуистских храмов. В Восточную группу храмов входят: храм Parsvanath, отличающийся утонченной изысканной резьбой, в которой прописаны мельчайшие детали; джайнистский храм Ghantai; старейший из храмов комплекса - храм Brahma, построенный из гранита и песчаника и посвященный Вишну.

Южная группа

В пяти километрах от центра Каджурахо находится наименьшая группа храмов - здесь их всего два. Это так называемая «Южная группа храмов», где находятся храм Dulhadev, прославляющий лингам Шивы и храм Chattarbhuj - единственный храм комплекса в котором нет эротических скульптур.

Посещение

Вход в храмы стоит 5 USD для иностранных туристов (кстати, если у вас случайно сохранился билет по которому вы входили в Тадж-Махал , вы можете использовать его здесь). Храмы открыты для посещений от восхода до заката. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

После посещения Тадж Махала и других достопримечательностей Агры, я вылетел в Кхаджурахо. Рейс был из Варанаси с подсадкой в Агре. Летело очень много европейцев, азиатов (не индусов).
1. Подлетаем к Кхаджурахо. Уже видны храмы.

2. Храмы здесь разбросаны по достаточно большой территории. Это Вишну Темпл (храм Господу Вишну). Вишну - вышний, всевышний Господь.

3. Деви Джагадамби Темпл, достаточно большой храм, посвящен жене Шивы - Парвати, кто-то говорит, что не совсем Парвати, а одной из эпостасей - Богине Кали.

4. Храм Кандарья Махадев (слева). Кандарья - пещера в переводе с санскрита. Махадев - это Шива. Самый крупный храм в Кхаджурахо, высотой с 9-ти этажный дом, символизирует гору Меру, на это горе находиться обитель Богов. Соответственно храм играет связующую роль между миром людей и Богов.

5. Прекрасными лужайками окружены храмы.

6. Эти храмы были построены 9 -12 веках нашей эры в период возрождения индуизма, связанное с правителем Чанделой, которому удалось остановить нашествие мусульманской армии.

7. Затем о храмах забыли и более 700 лет они были скрыты в непроходимых джунглях и только в 1838 г. были заново открыты англичанином, капитаном Бертом.
Слева реставрируется Матангешвар Темпл, справа Лакшмана Темпл. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну

8. Сама деревня очень маленькая, не более 5000-10000 жителей. Но место настолько популярное, что имеет международный аэропорт и сети отелей Radison и Hilton представлены здесь.
Множество туристов из Европы, Азии, да и сами индусы прилетают сюда познакомится с культурой храмовых комплектов.

9. Необычным среди храмов Кхаджурахо является храм Парвати, имеющий три купола: один в форме минарета мечети, другой - квадратная многоуровневая буддийская пагода, и третий - башня индуистского храма. Построенный позже всех, храм демонстрирует сущность единства всех религий.

10. Вишванатх Темпл.

11. Святилище Нанди Мандап. Или святилище посвященное вечному спутнику Шивы быку Нандину. Считается, что Нандин написал Кама-шастру. Что это такое? Согласно ведическим писаниям есть 4 цели жизни: Ардха (богатство, положение, друзья), Дхарма (следование закону, справедливости, обычаям, выполнение предписанных обязанностей), Кама (получение удовольствий, чувственных наслаждений), Мокша (освобождение от круговорота жизни и смерти). Кама-шастра содержит полные знания о процессе достижения Камы, о том как гармонично получать удовольствие от жизни. В оригинале сейчас утеряна. Сохранилось около 2000 шлок (предложений) из 640000. Кама-сутра же написана в 3-5 веке нашей эры мудрецом Ватьсьяяной, возможно написанную по мотивам кама-шастры.

12. Храм Кандарья Махадев. Его часто называют "застывшая в камне кама-сутра".

13. О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным-давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Когда он был признан правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

14. Читрагупта Темпл. Храм Богу Солнца - Сурье. Одной из особенностью храмов в Кхаджурахо, является массивная платформа на которых стоит основное сооружение.

15. Читрагупта Темпл в профиле.

16. Деви Джагадамби Темпл.

17. Храмы гармонично вписаны в природу, являясь ее естественным продолжением.

18. Входы всех храмов выполнены с восточной стороны.

19. А это Восточный комплекс храмов, который включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха.

20. Вишну Темпл.

21. Турист впечатляется.

22. Джайнистские храмы.

23. В индуистские храмы заходят только босыми.

24. Мифический ласкающий лев - сандел.

25. Шива-лингам. Символ Шивы, мужского начала во вселенной. Покоится на йони (Парвати) или женском принципе вселенной. В Индии очень распространен культ Шивы и соответственно почитания шива-лингама. Есть история, что мудрецы прокляли Шиву, за то что он соблазнял их жен, сказав, что поклонятся будут не ему (Шиве), а его члену.

26. Это храм Вамана Дева. Воплощение Господа Вишну в виде карлика, который избавил вселенную от демонов.

27. Подобными горельефами заполнены все храмы и внутри, и снаружи. И только по атрибутам можно определить. что это за Богиня, Полубог. На этом фото изображенна Богиня процветания Лакшми, жена Вишну.

28. Шестирукий.

29. Ганеша.

30. Апсара.

31. Романтическая пара влюбленных - митхуна.

32. Слева апсара вытаскивает занозу из ноги. А справа изображен полубог Камадев (Купидон в древнегреческой мифологии), со стрелами любви.

33. Поз изображенных на стенах храма намного больше, чем описывает кама-сутра (64 позы).

34. Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты.

35. Это сикхара (самая высокая часть храма, размещенная над святилищем).

36. В больших храмах расположены балконы, одна из функций которых - это вентиляция,а другая - свет через окна попадает в святилище.

37. Вообще горельефы изображают апсар, полубогов, правителей с семьями, животных.

38. Правитель Чандала построил 85 храмов, сейчас их осталось 22.

39. Апсар насчитывается множество, они способны угрожать людям, насылать на них любовное безумие. На небе апсары прислуживают богам, но соблазняют асур, небесных демонов, которые, однако, отказываются взять их в жены. Апсары соблазняют и людей-аскетов и выступают, таким образом, в роли куртизанок-танцовщиц. Они также ублажают на небе воинов, павших героями.

40. Эти храмовые комплексы являются всемирным наследием ЮНЕСКО.

41. Красивые орнаменты и резьба на храме Бога Солнца.

42. Есть несколько версий почему же эти храмы имеют такой ярко выраженный эротический оттенок. Согласно одной из них, в тот период секс был общедоступной темой.

43. По другой, скульптуры служили обучающим целям, молодежи прививалось естественное отношение к сексу, как к неотъемлемой части жизни.

44. Третья версия, говорит о том, что положение эротичных скульптур на нижних ярусах храмов, показывает реальное положение половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.

45. Возможно, это храмы тантриков. Существуют и по сей день в Индии секты тантриков, которые практикуют ритуальный сексуальный акт с целью соединения духовного знания и физического удовольствия. Таким они видят альтернативный путь к достижению освобождения.

46. Пятая версия предполагает, что эти горельефы являются иллюстрациями к кама-сутре.

47. Версии интересные, но я думаю, что многие из них не выдерживают критики и навязаны в колониальный период. Сами индусы больше склоняются к пятой версии, все-таки Кама - это одна из целей, неотъемлемая часть нашей жизни.

48. Есть интересное изречение, которое написано на санскрите на одном из храмов Бога Солнца в Корнаке, где тоже есть элементы эротики в горельефах: "Стремление души - порождает дружбу, поклонение ума - вызывает уважение, а тело жаждет близости. Соединение этих трех, порождает любовь."

49. Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия.

50. Еще одна деталь, сцены изображающие любовные игры находятся только снаружи храма, внутри их нет. Возможно это глубоко символично, нужно пройти через страсти для обретения божественного видения.

51. У скульпторов Кхаджурахо были натурщицы, утверждают ученые, потому как такие позы придумать просто невозможно. Каждая из этих поз вполне реальна.

52. И, кроме всего прочего, в скульптурах Кхаджурахо великолепно соблюдены пропорции, утверждают местные исследователи.

53. Слева изображен Ямарадж, Бог смерти. С головой быка, он держит в руках мистические веревки и крюки, которыми он или его слуги цепляют душу во время смерти и затаскивает в ад.

53. Подборка. Обратите внимание на правый нижний угол, второе фото внизу от края. Как сказал местный смотритель: "Very difficult posture". Очень сложная поза. Прежде чем полноценно осваивать кама-сутру адепт должен пройти очищение тела и ума. Тело должно стать гибким, сильным благодаря занятиям хатха-йогой.

55. Джайнистский храм Шантинатх.

56. Джаинизм религия сродни буддизму, даже их святыни часто находятся вместе. Например, в Сарнатхе, в городе, где Будда дал свою первую проповедь. И мне сложно было отличить скульптуру Будды, сидячему в позе для медитации и скульптуру представителя джаинизма. Единственное отличие - это форма подбородка и скулы.

57. Многие элементы заимствованы из индуизма, поэтому когда буддизм около 1000 лет назад стал менее популярен в Индии и ушел в Тибет и на восток, его место занял джаинизм.

58. Этот храме был перестроен век назад, много компонентов было взято из старых святынь.

59. Все учителя джайнизма изображены голыми, это их традиция. Еще их можно увидеть с марлевой повязкой на рту, дабы насекомое не залетело. И есть такие ортодоксы, которые ходят с метлой и подметают себе дорогу, разгоняя возможных живых тварей на пути, чтобы не раздавить. Основной принцип ахимса - не причинение вреда всему живому.

60. Джайнистские храмы.

61. Напоследок мы заехали в магазин, где производят и тут же продают точные копии горельефов храмов Кхаджурахо.

62. Все очень натурально, и никакой самодеятельности, только то что есть на храмах.

63. Любовные пары.

64. Цены очень серьезные для Индии, маленькая статуэтка, высотой 10 см, стоит 80 $.

65. Такая Индия...



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта