Главная » Основы бизнеса » Как повысить эффективность транспортного предприятия. Повышение эффективности работы грузового атп Эффективность по управлению работы автотранспортного предприятия

Как повысить эффективность транспортного предприятия. Повышение эффективности работы грузового атп Эффективность по управлению работы автотранспортного предприятия

Года, то: ФРП = Пчист; Фрез = 0; Фср = 0; 2) Если Токф меньше одного года, то: ФРП = Квл, а сумма прибыли «Пчист = Квл» Распределяется самостоятельно в резервный фонд и фонд социального развития коллектива. Направления использования Фср – дотация на питание, дотация на проезд, и т.д.7. Расчет показателей экономической эффективности проекта зоны, участка 7.1 Капитальные вложения (Квл)





Заработной плате имеет целью определить необходимое количество работников всех категорий, уровень производительности труда и фонды заработной платы на планируемый период. 5.1 Расчет численности и фонда заработной платы водителейСреднесписочная численность водителей грузового АТП (Nвод) определятся по формуле: , где АЧрабКамАЗ-551111088 час.– количество авточасов работы водителей на линии; ...





Использовании действующих справочников, прейскурантов и данных методических указаний. Техтрансфинплан грузового автотранспортного предприятияИсходные данные Исходными данными для разработки техтрансфинплана являются: Годовой объем перевозок грузов Qгод=260 тыс. т.; Количество дней работы АТП за год (режим работы АТП) Др=305 дней; Категория условий эксплуатации подвижного состава - II; Средний...

II и III классов может быть принят 20, 30 и 50 процентов соответственно. 1 кл. = 112 2 кл. = 168 3 кл. = 280 3.1.2 Явочное количество водителей определяется с учетом режима работы автотранспортного предприятия Ряв.в =АЧэ / (Др.г* Тн)= 394790/(305*12,8)=101 (5.3) 3.2 Расчет численности ремонтных рабочих 3.2.1 Технологически необходимое явочное количество рабочих, занятых в зоне ЕО (...

Аннотация. В статье рассматриваются особенности функционирования автотранспортного предприятия. Проведен анализ подвижного состава Автоколонны. Предложены мероприятия по ежегодному обновлению парка автобусов и проведена оценка их эффективности.

Ключевые слова: автоколонна, эффективность, автобус, кредит, лизинг

Как известно, основной задачей автобусного транспорта является обеспечение потребностей населения в перевозках. Несмотря на сложное экономическое положение автотранспортных предприятий, все пассажирские перевозки должны удовлетворять всевозрастающие требования пассажиров. В связи с этим предприятия автобусного транспорта должны сами искать пути повышения эффективности своей работы.

Решение этого вопроса будет рассмотрено на примере одной из Автоколонн г. Подольска.

Данное автотранспортное предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  • 1. перевозку пассажиров и их багажа транспортом общего пользования, коммерческим транспортом на городских, пригородных, междугородных маршрутах;
  • 2. организацию ремонта грузовых автомобилей и автобусов;
  • 3. оказание транспортно-экспедиционных услуг по заказу населения;
  • 4. оказание услуг по управлению движением автобусов (диспетчерских услуг), оказание справочно-информационных услуг;
  • 5. организацию работы автовокзалов и автостанций, а также сервисное обслуживание пассажиров, оказание услуг по предварительной продаже билетов, бронированию мест в автобусах.

Финансовое обеспечение транспортной работы Автоколонны осуществляется по трем направлениям:

  • - от сбора проездной платы с пассажиров;
  • - из областного бюджета за разницу в тарифе при установлении его ниже плановых затрат;
  • - из областного бюджета за перевозку льготных категорий граждан.

Анализ деятельности Автоколонны за 2012-2014 гг. показал, что основные проблемы заключаются в состоянии подвижного состава. Несмотря на пополнение автобусного парка, по состоянию на начало 2015 года 54% подвижного состава имеют возраст 1 -5 лет, 46% - более старые автобусы, среди которых 13% в возрасте 6 лет, 7% - 7 лет, 16% - 9 лет, 6% - 12 лет, 4% - 14 лет.

За пределами сроков амортизации находится 26% подвижного состава. Следует подчеркнуть, что эксплуатация автобусов за пределами амортизационных сроков сопряжена с опасностью для пассажиров и большой нагрузкой на экологическую обстановку. Техническая надежность таких автобусов низкая, они не соответствуют современным нормам активной, пассивной и экологической безопасности. Более того, их использование экономически неэффективно, что снижает рентабельность Автоколонны.

Следует отметить, что стареющие автобусы требуют к себе повышенного внимания. Автоколонна осуществляет их ремонт своими силами. Комплекс капитального ремонта автобусов работает уже много лет и позволяет предприятию в самых сложных ситуациях оставаться на плаву, да еще и удерживать высокий показатель в области по выходу автобусов на маршруты. Коэффициент выпуска транспорта не опускается ниже 83%. Однако, обслуживание старого парка влечет за собой дополнительные затраты, снижая экономическую эффективность Автоколонны.

Таким образом, для повышения эффективности деятельности Автоколонны необходимо разработать мероприятия, направленные на обновление подвижного состава.

В рамках данной работы были рассмотрены два подхода для решения проблемы ежегодного обновления подвижного состава:

  • - банковский кредит,
  • - косвенный финансовый лизинг.

Сравнительная оценка эффективности получения банковского кредита и косвенного финансового лизинга была проведена на примере приобретения нового автобуса ЛиАЗ-529222. Это автобус большого класса предназначен для городских перевозок в городах-миллионниках с интенсивным пассажиропотоком. Автобус оснащен системой наклона кузова «книлинг», большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров. Приобретаемые автобусы отвечают высокому классу экологичности и требованиям комфортабельности поездки для пассажира.

Взятие банковского кредита предполагается на следующих условиях:

  • - срок погашения кредита - 3 года,
  • - выплата долга и процентов равными суммами ежемесячно.

Приобретение подвижного состава в лизинг будет осуществляться на следующих условиях:

  • - первоначальная стоимость автобуса - 7200000 руб.,
  • - процентная ставка по кредиту - 18,5% годовых (при сроке кредитования от 25 до 42 месяцев),
  • - срок финансового лизинга - 3 года,
  • - ставка налога на прибыль - 20%,
  • - количество платежей - 36,
  • - предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя до окончания срока действия договора лизинга.

Для более корректного сравнения были рассчитаны совокупные расходы при каждом источнике финансирования:

автотранспортный предприятие кредит эффективность

СДПкредит= -8429745,38 руб.

СДПлизинг= -6522564,46 руб.

Сравнение данных показателей позволяет сделать вывод, что лизинговая сделка более выгодна в сравнении с финансированием за счет кредитных средств банка.

В процессе реализации мероприятий по обновлению подвижного состава возможно возникновение определенных рисков .

Возможными рисками могут быть следующие факторы:

  • - несвоевременная поставка оборудования, связанная с нарушением обязательств поставщика;
  • - нестабильность, инфляция, дефицит бюджетных средств;
  • - изменение федерального и регионального законодательства.

Для минимизации указанных рисков в ходе реализации мероприятий по обновлению подвижного состава предусматривается:

  • - отбор поставщиков товаров и услуг на конкурсной основе;
  • - создание эффективной системы управления на основе четкого распределения полномочий и ответственности основных исполнителей программы;
  • - регулярный анализ и корректировка показателей и мероприятий.

Предполагается, что в результате предложенных мероприятий будет обновлен парк автобусов Автоколонны на 12%; средний возраст подвижного состава, используемого для регулярных пассажирских перевозок, снизится с 7 лет до 5 лет; регулярность выполнения рейсов пассажирским транспортом к общему количеству рейсов возрастет до 95%.

Следует отметить, что повышение регулярности выполнения рейсов создаст условия гарантированной поездки населения во времени, что увеличит спрос населения на услуги автобусного транспорта. Кроме того, регулярное движение способствует сокращению времени на передвижение, равномерному наполнению автобусов, обеспечение комфортабельности поездок пассажиров и, наконец, увеличению сбора проездной платы.

Таким образом, предложенные мероприятия будут способствовать модернизации подвижного состава, что в свою очередь позволит снизить затраты и увеличить прибыль, т.е. повысить эффективность деятельности Автоколонны, а предоставление более качественных услуг приведет к повышению конкурентоспособности автотранспортного предприятия.

Использованные источники

1. Шапкин, А.С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций [Текст]: учеб. пособие /А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. 9-е изд. М.: Дашков и К, 2013. 543 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Новомосковский институт (филиал))

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Чернышева Н.И., к.х.н.,

Доцент кафедры «Менеджмент»

Тарашевская Ю.Г. студент 6 курса

Россия , г. Новомосковск

Аннотация. В статье рассматриваются особенности функционирования автотранспортного предприятия. Проведен анализ подвижного состава Автоколонны. Предложены мероприятия по ежегодному обновлению парка автобусов и проведена оценка их эффективности.

Ключевые слова: автоколонна, эффективность, автобус, кредит, лизинг

Как известно, основной задачей автобусного транспорта является обеспечение потребностей населения в перевозках. Несмотря на сложное экономическое положение автотранспортных предприятий, все пассажирские перевозки должны удовлетворять всевозрастающие требования пассажиров. В связи с этим предприятия автобусного транспорта должны сами искать пути повышения эффективности своей работы.

Решение этого вопроса будет рассмотрено на примере одной из Автоколонн г. Подольска.

Данное автотранспортное предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

1. перевозку пассажиров и их багажа транспортом общего пользования, коммерческим транспортом на городских, пригородных, междугородных маршрутах;

2. организацию ремонта грузовых автомобилей и автобусов;

3. оказание транспортно-экспедиционных услуг по заказу населения;

4. оказание услуг по управлению движением автобусов (диспетчерских услуг), оказание справочно-информационных услуг;

5. организацию работы автовокзалов и автостанций, а также сервисное обслуживание пассажиров, оказание услуг по предварительной продаже билетов, бронированию мест в автобусах.

Финансовое обеспечение транспортной работы Автоколонны осуществляется по трем направлениям:

От сбора проездной платы с пассажиров;

Из областного бюджета за разницу в тарифе при установлении его ниже плановых затрат;

Из областного бюджета за перевозку льготных категорий граждан.

Анализ деятельности Автоколонны за 2012-2014 гг. показал, что основные проблемы заключаются в состоянии подвижного состава. Несмотря на пополнение автобусного парка, по состоянию на начало 2015 года 54% подвижного состава имеют возраст 1 -5 лет, 46% - более старые автобусы, среди которых 13% в возрасте 6 лет, 7% - 7 лет, 16% - 9 лет, 6% - 12 лет, 4% - 14 лет.

За пределами сроков амортизации находится 26% подвижного состава. Следует подчеркнуть, что эксплуатация автобусов за пределами амортизационных сроков сопряжена с опасностью для пассажиров и большой нагрузкой на экологическую обстановку. Техническая надежность таких автобусов низкая, они не соответствуют современным нормам активной, пассивной и экологической безопасности. Более того, их использование экономически неэффективно, что снижает рентабельность Автоколонны.

Следует отметить, что стареющие автобусы требуют к себе повышенного внимания. Автоколонна осуществляет их ремонт своими силами. Комплекс капитального ремонта автобусов работает уже много лет и позволяет предприятию в самых сложных ситуациях оставаться на плаву, да еще и удерживать высокий показатель в области по выходу автобусов на маршруты. Коэффициент выпуска транспорта не опускается ниже 83%. Однако, обслуживание старого парка влечет за собой дополнительные затраты, снижая экономическую эффективность Автоколонны.

Таким образом, для повышения эффективности деятельности Автоколонны необходимо разработать мероприятия, направленные на обновление подвижного состава.

В рамках данной работы были рассмотрены два подхода для решения проблемы ежегодного обновления подвижного состава:

Банковский кредит,

Косвенный финансовый лизинг.

Сравнительная оценка эффективности получения банковского кредита и косвенного финансового лизинга была проведена на примере приобретения нового автобуса ЛиАЗ-529222. Это автобус большого класса предназначен для городских перевозок в городах-миллионниках с интенсивным пассажиропотоком. Автобус оснащен системой наклона кузова «книлинг», большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров. Приобретаемые автобусы отвечают высокому классу экологичности и требованиям комфортабельности поездки для пассажира.

Взятие банковского кредита предполагается на следующих условиях:

Срок погашения кредита - 3 года,

Выплата долга и процентов равными суммами ежемесячно.

Приобретение подвижного состава в лизинг будет осуществляться на следующих условиях:

Первоначальная стоимость автобуса - 7200000 руб.,

Процентная ставка по кредиту - 18,5% годовых (при сроке кредитования от 25 до 42 месяцев),

Срок финансового лизинга - 3 года,

Ставка налога на прибыль - 20%,

Количество платежей - 36,

Предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя до окончания срока действия договора лизинга.

Для более корректного сравнения были рассчитаны совокупные расходы при каждом источнике финансирования:

автотранспортный предприятие кредит эффективность

СДПкредит= -8429745,38 руб.

СДПлизинг= -6522564,46 руб.

Сравнение данных показателей позволяет сделать вывод, что лизинговая сделка более выгодна в сравнении с финансированием за счет кредитных средств банка.

В процессе реализации мероприятий по обновлению подвижного состава возможно возникновение определенных рисков .

Возможными рисками могут быть следующие факторы:

Несвоевременная поставка оборудования, связанная с нарушением обязательств поставщика;

Нестабильность, инфляция, дефицит бюджетных средств;

Изменение федерального и регионального законодательства.

Для минимизации указанных рисков в ходе реализации мероприятий по обновлению подвижного состава предусматривается:

Отбор поставщиков товаров и услуг на конкурсной основе;

Создание эффективной системы управления на основе четкого распределения полномочий и ответственности основных исполнителей программы;

Регулярный анализ и корректировка показателей и мероприятий.

Предполагается, что в результате предложенных мероприятий будет обновлен парк автобусов Автоколонны на 12%; средний возраст подвижного состава, используемого для регулярных пассажирских перевозок, снизится с 7 лет до 5 лет; регулярность выполнения рейсов пассажирским транспортом к общему количеству рейсов возрастет до 95%.

Следует отметить, что повышение регулярности выполнения рейсов создаст условия гарантированной поездки населения во времени, что увеличит спрос населения на услуги автобусного транспорта. Кроме того, регулярное движение способствует сокращению времени на передвижение, равномерному наполнению автобусов, обеспечение комфортабельности поездок пассажиров и, наконец, увеличению сбора проездной платы.

Таким образом, предложенные мероприятия будут способствовать модернизации подвижного состава, что в свою очередь позволит снизить затраты и увеличить прибыль, т.е. повысить эффективность деятельности Автоколонны, а предоставление более качественных услуг приведет к повышению конкурентоспособности автотранспортного предприятия.

Использованные источники

1. Шапкин, А.С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций [Текст]: учеб. пособие /А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. 9-е изд. М.: Дашков и К, 2013. 543 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы улучшения инновационного климата в Республике Беларусь. Разработка мероприятий по повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия, оценка его восприимчивости к инновациям. Расчёт эффективности предлагаемых мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

    Понятие и принципы работы автотранспортного предприятия. Правила подбора подвижного состава и погрузочно-разгрузочного механизма для перевозки лома металлов. Основы расчета материально–технического снабжения, затрат на автоперевозку и плановой прибыли.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2014

    Теоретические основы повышения рентабельности перевозок автотранспортного предприятия. Характеристика предприятия и анализ результатов его деятельности. Предложения по повышению технико-эксплуатационных показателей работы парка подвижного состава.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2012

    Показатели и методы определения эффективности производственно–хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия. Краткая характеристика ОАО "Автогрузсервис", анализ его фондообеспеченности, фондовооруженности, фондоемкости и рентабельности.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Анализ хозяйственно-финансового положения строительного предприятия и конкретные предложения по проведению ряда мероприятий, необходимых для оздоровления его финансового состояния и повышения эффективности. Сильные и слабые стороны работы организации.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2011

    Показатели плана перевозок грузов автотранспортным предприятием. План по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Материально-техническое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Договорные обязательства - основа разработки плана автотранспортного предприятия в рыночных условиях. Основные производственные показатели по эксплуатации подвижного состава. Расчет потребности в трудовых ресурсах. Формирование и распределение прибыли.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2012

    Сущность, понятие и критерии эффективности производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия. Антикризисная политика и пути ее оптимизации. Перспективы развития фирмы, принципы бережливого производства и финансовое оздоровление.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2010

    Выбор подвижного состава для перевозки грузов, затраты на его эксплуатацию. Планирование численности рабочих и фонда их оплаты труда. Анализ стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Оценка экономической эффективности производства.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2010

    Расчет технико-эксплуатационных показателей работы автотранспортного предприятия. Производственно-техническая база, эффективность использования основных фондов. Амортизационные отчисления и стоимость подвижного состава. Расчет численности работников.

Существуют 2 основных направления изучения эффективности использования АТС.

Эффективность использования а/м - выполнение транспортного процесса по перевозке грузов или пассажиров с минимальными затратами на его осуществление.

Показатель эффективности т.с. выражается соотношением полезного эффекта, т.е. выполненной работы к затратам на достижение конечного результата. Наиболее часто в качестве обобщенного показателя эффективности использования а/м рассматривается себестоимость перевозок грузов или пассажиров (т.е. себестоимость перевозок представляет соотношение затрат к выполненной транспортной работе), совершенство конструкции, уровень организации транспортного процесса, тех. состояния и др. факторов.

Первое направление.

Эффективность использования автомобилей зависит от особенностей конструкции. Решение народно-хозяйственных задач выполняется за счет выбора рационального типа ПС применительно к виду перевозок, выбора автомобиля или автопоезда для постановки на производство.

Для оценки экономической эффективности сравниваемых вариантов применяется минимум приведенных затрат, приходящихся на единицу транспортной продукции.

Второе направление.

Эффективность использования автомобилей зависит от организации технического обслуживания парка (рациональной организации ТО и ремонта ПС) и организации перевозочного процесса (количества рабочих дней в неделе, простоя автомобилей по вине службы организации перевозок, продолжительности работы ПС на линии в течении суток, технической скорости движения, расстояния перевозок, оптимальности выбранных маршрутов движения, уровня механизации погрузо-разгрузочных работ).

В качестве итоговых показателей оценки эффективности использования ПС принимают производительность и себестоимость.

2. Методология повышения результативности перевозок и снижения трудовых, материальных и топливно-энергетических затрат

Методология повышения результативности перевозок и снижения затрат трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов предусматривает семь основных путей повышения эффективности.

1. Управление эксплуатацией автомобилей осуществляется через соответствующие нормы (нормативы). Чем объективнее нормы, тем оптимальное управление, тем выше результативность перевозок и ниже затраты трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов. Параметры у в ряде случаев представляют собой нор­мы эксплуатации автомобилей: нормы расхода топлива, периодич­ностиТО, трудоемкости ТО и ремонта, расхода запасных частей, срока службы автомобилей и агрегатов, оборотного фонда и др. 6 зависимости от длительности и условий эксплуатации нормы кор­ректируют. При этом учитывают уровень надежности и приспособ­ленности автомобиля. Как правило, автомобили разных марок и моделей имеют различный уровень надежности и приспособленно­сти, что требует различных значений коэффициентов корректиро­вания.

Значение коэффициента корректирования для данных условий эксплуатации определяется по формуле

К=У/У б , (1)

где У - значение параметра в данных условиях эксплуатации;

У б - базовое значение параметра (значение параметра в наиболее типичном интервале условий эксплуатации, для которого принимаетсяК = 1).

Формулы для определения норм в каждом конкретном случае свои, но, в общем, имеют следующий вид:

Y= (У н ; L , N; Х,А), (2)

где обозначения входящих в эту формулу величин указаны в предыдущих разделах.

Устанавливаемые исходя из тех или иных положений значения показателей у могут выражать собой требования к промышленности по качеству автомобилей с учетом длительности и условий их экс­плуатации. Кроме того, на основе формулы (2) можно получить зависимости, позволяющие значительно повысить точность прог­нозирования технического состояния автомобилей.

Применительно к проблеме приспособленности автомобилей рас­сматриваемый путь предусматривает повышение эффективности за счет совершенствования системы дифференцированного корректи­рования норм и нормативов, планирования, контроля, оценки и прогнозирования показателей активности автомобилей с учетом переменных, различных условий эксплуатации и уровня приспособленности автомобилей разных моделей к этим условиям.

2. Реализуемые показатели Y можно улучшить за счет улучше­ния их номинальных значенийy н . В этом случае при негативном влиянии длительности и условии эксплуатации, снижающем уро­вень показателей, реализуемые значения могут оставаться на все еще достаточно высоком уровне. Иными словами, при эксплуатации автомобилей в тяжелых условиях, например при низких темпера­турах воздуха, можно с достаточно высокой эффективностью исполь­зовать автомобили, у которых номинал показателей качества на­столько высок, что после своего снижения они остаются на все еще достаточно высоком уровне.

Определение требуемого номинального значения y н для обес­печения необходимой эффективности транспортного процесса в за­данных условиях эксплуатации с учетом приспособленности подвиж­ного состава к этим условиям, длительности его эксплуатации и на­дежности производится по уравнению, которое имеет следующий общий вид:

(3)

На величину показателя У влияет не только его номинальное значениеy н , но и близостьy н к оптимальному значениюy о . Раз­ность этих значений зависит от учета при конструировании и экс­плуатации автомобиля его стандартных и реальных условий ис­пользования.

3. По мере увеличения длительности эксплуатации автомобилей L эффективность перевозок, как правило, понижается. Одним из путей устранения этого негативного влияния является исключение из эксплуатации в данных суровых условиях тех автомобилей, которые имеют большой срок службы. Эксплуатация таких автомо­билей может быть продолжена в других, менее тяжелых условиях с целью рационального использования ресурсов при обеспечении необходимого уровня эксплуатационной надежности автомобилей и безопасности движения на линии.

При данном уровне номинальных и реализуемых показателей эффективности, эксплуатационной надежности и приспособленности в определенных условиях эксплуатации автомобиля соответствующую этим значениям наработку автомобиля определим по формуле

L=f з н ,У; N ; Х, А). (4)

Обычно длительность эксплуатации выбирается такой, чтобы удельные суммарные затраты на изготовление и эксплуатацию автомобиля в данных условиях были минимальными.

4. Следующим путем повышения эффективности перевозок служит повышение надежности автомобилей N. За последние годы мно­го сделано в этом направлении. Однако при высокой конструктивной надежности может быть низкая эксплуатационная надежность из-за тяжелых дорожных и природно-климатических условий, отсутствия необходимого материально-технического обеспечения (на­пример, отсутствия необходимых запасных частей), слабой производственно-технической базы и негативного влияния других факторов условий эксплуатации. Поэтому важнейшим условием по­вышения эффективности перевозок является обеспечение высокого уровня эксплуатационной надежности автомобилей, определить ко­торый можно по уравнению

. (5)

Следует подчеркнуть, что надежность может быть повышена как при создании автомобиля, так и при его эксплуатации. Обычно повышение надежности при создании автомобиля за счет конструк­торско-технологических мероприятий обходится народному хозяй­ству значительно дешевле, чем при эксплуатации.

5. Условия эксплуатации оказывают большое влияние на реализуемые показатели эффективности. Это влияние особенно ощутимо при значительном отличии условий эксплуатации от стандарт­ных и при плохой приспособленности автомобилей, методов и средств их использования к данным условиям. Низкая температура воздуха, тяжелые дорожные условия, дефицит запасных частей и других ресурсов могут существенно снизить реализуемые показатели эффективности. Поэтому в ряде случаев можно повысить эффективность перевозок за счет оптимизации методов и средств межсмен­ного хранения автомобилей при низких температурах воздуха, улучшения дорожных условий, улучшения снабжения запасными частями и другими ресурсами.

Необходимо определить условия эксплуатации, в которых эффективность автомобилей конкретных марок и моделей с определенным уровнем приспособленности к данным условиям, определенной длительностью эксплуатации и надежностью будет соответствовать предъявляемым требованиям по эффективности перевозок:

. (6)

Формула (6) позволяет установить условия, в которых исполь­зование того или иного автомобиля наиболее рационально.

6. Значительным резервом повышения эффективности являет­ся улучшение приспособленности конструкции автомобилей, мето­дов и средств их использования к условиям эксплуатации. Как и в случае с надежностью, обычно выгоднее повысить стоимость изго­товления автомобилей для улучшения их адаптивности, что окупается в эксплуатации уменьшением трудовых, материальных за­трат и топливно-энергетических ресурсов. В данном случае также рассматриваются реализуемые показатели приспособленности, которые можно улучшить как за счет конструктивных, так и за счет эксплуатационных мероприятий. К числу эксплуатационных мероприятий относятся, например, использование отапливаемых гаражей электрообогрева, пусковых жидкостей, улучшающих приспособленность автомобилей к низким температурам воздуха. Необходимо выбирать автомобили с таким уровнем приспособленности к данным конкретным условиям, который будет обеспечивать требуемую эффективность перевозок.

Для определения уровня приспособленности используется формула

(7)

Как при создании, так и при использовании автомобиля необходимо так управлять приспособленностью, чтобы обеспечить оптимум эффективности в данных конкретных условиях эксплуатации. При этом следует учитывать, что по данным Института экономики АН СССР каждый рубль, вложенный в производство регионально оптимизированной техники, дает 5 ... 8 руб. экономии на эксплуатационных затратах. Требуемый уровень приспособленности определяется по формуле (7) исходя из известных номинальных показателей эффективности автомобилей, заданных условий их эксплуатации и значений реализуемых показателей эффективности в этих условиях.

7. Важнейшим самостоятельным направлением повышения эффективности автомобильного транспорта с учетом переменного характера внешней среды того или иного объекта (автомобиля, совокупности автомобилей, автомобиля в сочетании с погрузочно-разгрузочными устройствами и т. д.) является системный подход. На базе этого подхода существенно расширяются возможности каждого из предыдущих шести путей за счет использования характерных функциональных зависимостей между приспособленностью ее элементов.

Рассмотренные пути повышения эффективности автомобилей используются как при эксплуатации автомобилей, так и при их создании. Каждый из путей может использоваться отдельно и в различном сочетании с другими путями.

Очевидно, что в каждом конкретном случае должен быть установлен критерий оптимизации и найдено его наилучшее значение с учетом имеющихся ограничений и уровня управления. Так, в условиях Севера обычно выгоднее эксплуатировать более дорогие автомобили, но с повышенной надежностью и повышенной приспособленностью, чем строить в этих условиях большие мастерские для ремонта, стоянки для межсменного хранения, обеспечивать завоз значительного количества запасных частей, ремонтных рабочих и т.д.

Для обоснованного выбора того или иного пути или их сочетаний и нахождения оптимального решения необходимо применять соответствующие закономерности и количественные характеристики, что является необходимым условием целенаправленного управления реализуемыми показателями эффективности.

Важнейшим элементом такого управления служит нормирование показателей надежности и приспособленности, отражение этих показателей в нормативно-технической и конструкторской документациях. Показатели надежности сейчас используются, а показатели приспособленности в достаточной степени пока не учитываются. Приспособленность конструкции, в частности к низким тем­пературам воздуха, по таким важнейшим показателям эффективно­сти, как расход топлива, долговечность двигателей и других основ­ных агрегатов, зачастую остается вне интересов заводов-изготовителей, что влечет за собой большие потери ресурсов при эксплуа­тации автомобилей в холодной климатической зоне. Поэтому необходимым элементом повышения эффективности автомобилей с учетом переменного характера условий внешней среды является прежде всего включение в нормативно-техническую и конструкторскую документацию показателей их приспособленности к наиболее харак­терным условиям различных регионов. В связи с этим, например, для оценки топливной экономичности автомобилей наряду с контрольным расходом топлива начали применяться (ГОСТ 20306-90) и другие показатели: расход топлива в магистральном цикле на до­роге, расход топлива в городском цикле на дороге и на стенде, топливная характеристика установившегося движения и топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге. Эти показатели характеризуют изменение топливной экономичности в зависимости от одного фактора условий эксплуатации - скоростного режима движения автомобилей. Однако число факторов, влияющих на расход топлива, весьма велико.

Как улучшить работу внутри транспортной компании

Как разработать систему ключевых показателей эффективности

Какую пользу может дать руководителям транспортных компаний центрозавоз

Также Вы прочитаете

Как была создана система оперативного управления в компании «Совтрансавтоэкспедиция»

Чем опасно резкое сокращение затрат


КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ФИРМЫ

Андрей Максимов, Управляющий партнер, директор по консалтингу группы компаний «А Дан Дзо», Москва

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
Чем опасно резкое сокращение затрат
Как улучшить работу внутри транспортной компании
Как разработать систему ключевых показателей эффективности
Какую пользу может дать руководителям транспортных компаний центрозавоз
Также Вы прочитаете
Как была создана система оперативного управления в компании «Совтрансавтоэкспедиция»


Внедрить какие-либо изменения в логистических подразделениях торгово-производственных компаний намного сложнее, чем в рамках транспортных фирм. В последних решения принимаются быстрее, а сэкономленные средства могут пойти, скажем, на ремонт гаражей или улучшение социальных условий работников. Вместе с тем подходы к оптимизации перевозок схожи для всех компаний, поэтому советы, приведенные в данной статье, могут оказаться полезными руководителям как транспортных компаний, так и логистических служб промышленных предприятий.


Чем опасно резкое сокращение затрат

Бытует мнение, что повысить эффективность перевозок можно, лишь сократив затраты. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда в транспортной компании в течение многих лет в административном порядке закручивались гайки, но становилось только хуже. Например, иностранные собственники одной транспортной компании, расположенной в Центральном регионе России, поставили задачу повысить прибыльность бизнеса на 10%. Руководство решило снизить затраты за счет сокращения заработной платы сотрудников на 10% и бюджетов различных служб на 20%. В итоге компания получила краткосрочную выгоду и добилась требуемого сокращения затрат в ближайшем квартале. Но буквально через три месяца это обернулось катастрофой: уволились все более-менее нормальные водители и ремонтники, в разы возросли простои собственного транспорта, начались срывы перевозок, произошел отток клиентов. Компания понесла убытки (более 20 млн руб. за полгода), и в дальнейшем ей стоило большого труда вернуть себе прежнюю репутацию и объемы перевозок.

Вывод напрашивается сам собой: повышая эффективность только за счет сокращения затрат, мы рискуем получить краткосрочный и обманчивый эффект, который в дальнейшем может привести к большим финансовым потерям.


Как улучшить работу транспортной компании

Ключевое место в повышении эффективности автотранспортных перевозок занимает качество и оперативность оказываемых услуг. Это главный механизм привлечения новых клиентов и увеличения оборота компании. Представим, что доход транспортной фирмы с одного километра или машино-часа составляет 100 руб., а расходы – 80 руб. Так вот, наша цель – не только сократить затраты до 70 руб., увеличив прибыль с единицы транспортной работы до 30 руб., но и увеличить объемы самих перевозок. Как это можно сделать?


Разделите обязанности служб логистики и эксплуатации

В любой транспортной компании должно существовать разделение обязанностей. Есть логистическая служба, которая задает правила перевозочного процесса, и есть эксплуатационно-ремонтная служба, которая решает поставленные задачи. Распространенная ошибка – подчинение этих служб одному руководителю, например начальнику службы эксплуатации (в транспортной компании) или начальнику автотранспортного подразделения (на предприятии).

Логистическая служба получает заявки, планирует эффективные маршруты, согласует время доставки и передает четкие и понятные задания в эксплуатационную службу, затем следит за качеством выполнения этих заданий в процессе перевозки. Также эта служба занимается поиском транспорта на стороне в случае нехватки собственного. Можно подчинить логистическое подразделение даже коммерческой службе (что, впрочем, имеет свои минусы и является темой отдельного разговора).

Задача эксплуатационной службы – выполнить перевозку в заданные сроки на исправном транспорте с заданным уровнем эксплуатационных затрат, а также гарантировать сохранность груза, своевременно подать машину под погрузку и под разгрузку, обеспечить опрятность водителей и корректное общение с клиентом.


Наладьте достоверный первичный учет

При отсутствии нормальной учетной системы говорить о каких-то изменениях бессмысленно: Вы просто не сможете увидеть и оценить плоды своих трудов. На рынке сейчас существует множество информационных систем, которые позволяют выписывать и обрабатывать путевые листы, вести помашинный учет затрат, рассчитывать эксплуатационные показатели и многое другое. Очень часто я сталкиваюсь с тем, что при попытке внедрить учетную информационную систему возникает масса вопросов: как правильно вести учет шин и аккумуляторных батарей? каким образом правильно относить затраты горюче-смазочных материалов на машину при котловом методе списания? каким образом отслеживать факт установки запчастей? какими документами должна сопровождаться внутренняя деятельность служб? В одной крупной автотранспортной компании постановка учетных процессов заняла у нас шесть месяцев – настолько все было запущенно. Люди просто не хотели работать по-новому. На практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что вести достоверный учет диспетчеры, водители, ремонтники и снабженцы не желают, так как это не только повышает требования к качеству их работы, но и сокращает возможности злоупотреблений. Так, в одной транспортной фирме в Казахстане (общий парк этой компании составлял более 3000 единиц транспорта) в региональном подразделении на 800 автомобилях (из 1000) были сломаны спидометры. И это касается не только грузовых, но и легковых машин. Были случаи, когда спидометры выходили (а скорее, выводились) из строя на новых машинах стоимостью 80 тыс. долл. США. Поэтому внедрение информационной системы учета автотранспорта должно стать логичным завершением большой работы по постановке первичного учета, а никак не ее началом.

Помашинный учет доходов и затрат важен также, если необходимо принять решение о своевременном обновлении техники. Подумайте, например, есть ли смысл держать в автопарке Вашей компании седельный тягач, затраты на ремонт которого съедают всю прибыль, полученную с этой машины, а сумма их за три года эксплуатации равна стоимости новой машины?


Не доверяйте на 100% информации GPS-датчиков

Для более достоверного учета сейчас широко используются GPS-датчики. Они позволяют увидеть реальный маршрут каждой машины, отследить динамику расхода топлива, скорость движения и многое другое. Казалось бы, вот решение всех проблем! Однако эти устройства, как и спидометры, очень легко вывести из строя. Что еще более важно – показатели, снятые с GPS-датчиков, не являются основанием для изменения каких-то первичных данных, указанных в путевых листах, и для последующего наказания водителей.

Известен случай, когда в транспортной компании группа водителей-активистов, уличенных с помощью показаний GPS-датчиков в сливе топлива и приписывании километража в путевых листах (в сговоре с диспетчерской службой), выиграла судебное дело. Вот пример фразы из заключения по подобным судебным разбирательствам: «Прокурорской проверкой установлено, что приобретенные компанией навигаторы могут использоваться для контроля состояния автотранспорта и его местонахождения. Однако они не являются безусловным основанием для расчета точного пробега автомобилей, определения фактических затрат на топливо и, соответственно, для привлечения водителей к материальной ответственности за его перерасход. Показания навигаторов могут учитываться в каждом конкретном случае лишь в комплексе с иными доказательствами».


Уделите внимание нормам расхода ГСМ и справочнику расстояний

Зачастую тут кроется золотое дно с точки зрения сокращения затрат. Практически в любой транспортной компании можно сократить затраты на 15%, лишь обновив нормативы ГСМ и расстояний и начав их контролировать.


Регламентируйте деятельность компании

Кроме нормативов, любая служба эксплуатации должна иметь набор регламентов своей деятельности и строго их выполнять. Поскольку эта служба – исполнительная структура, то долю самодеятельности в ней нужно свести к минимуму, а 95% действий должны выполняться строго в соответствии с регламентами.


Разработайте систему ключевых показателей эффективности

Система KPI должна быть многоуровневой. Например, самый верхний уровень (мы называем его светофорным) предназначен для директора компании и может включать в себя такие показатели, как прибыль по конкретным направлениям перевозок, долю простоя машин, количество выполненных заявок в срок. Это показатели, которые позволяют оценить деятельность транспортной компании в целом и дают информацию для принятия управленческих решений. На операционном уровне должны применяться показатели, которые напрямую влияют на показатели светофорного уровня и дают понимание причин возникновения проблем. Это могут быть, например, показатели прибыльности по каждой транспортной единице, процент загрузки транспорта, коэффициент технической готовности. Всего существует более 30 показателей, позволяющих оценить эффективность работы транспорта, и важно правильно выбрать те семь-десять из них, которые будут использоваться в работе транспортной компании и объективно отражать ситуацию.


Почему так важен уровень транспортного сервиса

Никому не нужна транспортная компания, которая сократила издержки до минимума, получает хорошую прибыль, но постоянно срывает сроки перевозок из-за поломок машин или других форс-мажорных ситуаций. Работа логистической службы не меньше, а, наверное, даже больше влияет на прибыль компании. Главные инструменты здесь – правильная маршрутизация и диспетчеризация перевозок.

Эти инструменты позволяют:

  • максимально эффективно использовать машину, организуя перевозку попутных и обратных грузов, повышая KPI «загрузка транспорта» и «сокращение холостых пробегов»;
  • обеспечивать перевозку точно в срок с нужным качеством.

Часто автотранспортная перевозка – лишь одно из звеньев какой-либо мультимодальной перевозки, и сбой сроков может привести не только к потере клиентов, но и к большим операционным затратам. Предположим, Ваша машина задержалась в пути на 24 часа, и все это время железнодорожный вагон стоял в ожидании. Какие расходы Вы понесете? А теперь представьте, какая будет плата, если ожидает не вагон, а грузовое судно в порту. Очень часто руководитель транспортной компании узнает о таких ситуациях через две-три недели после перевозки, когда в компанию приходят счета за простои. Учитывая все сказанное, рекомендую Вам не пытаться экономить на персонале логистической службы и на инструментах автоматизации. Вложенные средства при правильном их использовании многократно окупятся.

Удачный пример грамотной диспетчеризации можно привести, если обратиться к работе автотранспортного цеха предприятия (АТЦ) или логистического подразделения внутри производственной либо торговой компании. Наверное, многие слышали такое слово, как центрозавоз. Это организация перевозки таким образом, чтобы одно транспортное средство обеспечивало сразу несколько заявок клиентов. Именно центрозавоз – главный инструмент логистической службы, позволяющий повысить эффективность перевозок.

На рисунке изображен основной принцип центрозавоза одного из наших клиентов (крупный трубный завод). До изменений каждый цех мог заказать любое количество транспортных средств, не обосновывая свою потребность. Производственники не утруждали себя планированием потребности в транспорте, и заказанные машины могли простаивать по шесть-семь часов без работы, а если и использовались, то на 5–10% от максимальной загрузки.

Когда схему работы изменили, функции логистической службы стала выполнять центральная диспетчерская. Теперь поступающая туда заявка уже содержала не количество требуемых единиц транспорта, а вид и объем транспортной работы. Цеха стали сообщать, что им нужно привезти и в какое время, и уже диспетчерская служба определяла вид транспорта для перевозки и маршрут.

Именно из диспетчерской задания поступали в автотранспортный цех, сотрудникам которого оставалось лишь выполнить их. В результате внедрения центрозавоза удалось высвободить 50% транспортных средств и организовать выполнение сторонних заказов, благо потребность в перевозках в регионе была очень высокой. Дополнительный доход позволил на 70% покрыть затраты предприятия на транспортное обеспечение. Если же применить столь же эффективные меры по централизованному использованию транспорта в рамках работы транспортной компании, то те же самые принципы позволят обслуживать большее количество клиентов, а следовательно, повысить доход на единицу транспорта, что и является целью повышения эффективности перевозок.

Говорит Генеральный Директор

Леонид Шляпников Генеральный Директор компании «Совтрансавтоэкспедиция» , Москва

автомобильные перевозки, складские, транспортно-экспедиторские услуги, услуги по таможенному оформлению, аренда открытых площадок и парковок; компания входит в ГК «Совтрансавто»
Численность персонала: 350
Годовой оборот: 600 млн руб. (в 2011 году)

Один из основных вопросов, который нам пришлось решать в последнее время, – формирование современной системы оперативного управления автотранспортом. Часто он сводится к простой диспетчеризации и составлению маршрутов. Но, на мой взгляд, это значительно более сложный вопрос.

Основной бизнес нашей компании – международные перевозки автотранспортом, однако доля внутренних перевозок, перевозок по странам ближнего зарубежья и внутригородских доставок составляет существенную часть. Мы ставили две цели: получить максимальную операционную прибыль в единицу времени на одно транспортное средство и обеспечить стабильность за счет распределения рыночных рисков по направлениям. Для этого предприняли целый комплекс мер.

1. Пересмотрели маркетинговую и сбытовую стратегию. Акцент сделали на стабильные контракты с большими объемами.

2. Провели организационные изменения. Реорганизовали коммерческую, экспедиторскую службы, ремонтную зону, чтобы была возможность внедрить новые процессы управления автопарком.

3. Изменили функциональные бизнес-процессы. Выделили функциональные бизнес-процессы в соответствии с направлениями перевозок и отдельными крупными проектами. Отказались от дублирования операций и четко разделили обязанности внутри служб. Это позволило каждой категории сотрудников сфокусироваться на своих обязанностях и распределить ответственность между службами. Например, чтобы повысить эффективность ремонтных работ и интенсивность работы водителей, мы ввели программу управления автопарком и колонной. Все службы предприятия взаимодействуют с колонной и автомастерской для ускорения цикла ремонтов, снижения простоев, оптимизации маршрутов.

Мы внедрили комплексную автоматизированную систему управления перевозками, которая предоставляет как оперативную отчетность, так и полную информацию по экономике перевозок на основании данных бухгалтерского учета. Кроме того, разработали новую систему мотивации. Все изменения привязаны к персональным KPI и к KPI отдельных служб. Для каждой категории сотрудников был разработан свод инструкций и практических регламентов.

Результаты. Мы добились роста доходов и маржинальности, стабилизировали отношения с постоянными крупными заказчиками, снизили долю разовых и спотовых 1 перевозок, а также отказались от неприбыльных направлений. Например, прекратили работать на прибалтийском направлении, где простои транспорта в очереди на пограничных переходах в этом году достигали 11–12 дней. Отказались и от направлений, на которых в 2012 году практиковался существенный демпинг со стороны белорусских, прибалтийских и польских перевозчиков (в основном это касалось Франции и Италии).

А главное, мы достигли того, что новые KPI и система отчетности теперь позволяют детально разобраться во всем множестве факторов на базе оценки подробных данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Оперативная система анализа показателей и отчетов по работе транспорта строится на основе данных из разных источников. Корпоративная информационная система, интегрированная со спутниковой навигацией, позволяет получать сведения о движении собственного транспорта как в России, так и за рубежом в онлайн-режиме, причем собираются и обрабатываются они автоматически, без участия человека. Таким образом, традиционный анализ соотношения плановых и фактических значений, учет оперативных показателей теперь опираются на максимально реалистичные сведения, а данные можно анализировать за любой промежуток времени – месяц, неделю, сутки.

Построенная нами корпоративная модель позволяет получать информацию в двух срезах: оперативно анализировать физические показатели и управленческую отчетность с любой детализацией (отдельный автопоезд, направление перевозок), затем ретроспективно учитывать все множество факторов на основе данных бухгалтерского учета. Эти два подхода дают возможность принимать обоснованные организационные решения, касающиеся направлений перевозок и интенсивности работы транспорта, и таким образом напрямую влиять на эффективность и прибыльность работы транспортного предприятия в целом.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта